Об авторе произведения
Александр Сергеевич Грибоедов – писатель, поэт, драматург, дипломат – оставил неизгладимый след в русской классической литературе и Российской дипломатии. При всей многочисленности талантов автора он прежде всего состоялся как мастер слова, творец главного для Золотого века литературы произведения, раскрывшего острые проблемы национального самосознания, что и определило особое значение пьесы «Горе от ума».
О чем произведение
Основа конфликта в сюжете произведения лежит в определении понятия – ум и его разновидностей, встречающихся в обществе москвичей. Монологи, встречающиеся читателю, иллюстрируют вопросы, связанные с образованием, воспитанием, социальным устройством. Безумием приближенные к Фамусовы особы считают свободу мысли и отказ соблюдения норм поведения, принятых в обществе.
Главные герои
Чацкий – центральный персонаж произведения, не терпит преклонения перед богатством и чинами. Воспитывался вместе с Софьей в доме Фамусовых, питает к девушке искренние нежные чувства. Девушка не оценила по достоинству искренность его проявления к ней. Александр, не выдержав предательства, уезжает прочь из ненавистного ему города.
Софья – дочка Фамусова. Молодая, доверчивая девушка 17 лет, образованна, знает иностранные языки. Полюбила Молчалина, но вскоре узнала, что он ветренный и ненадежный молодой человек, который обращает внимание и на других девушек тоже. Она стала источником распространения слуха о помешательстве Чацкого.
Фамусов – дворянин, придерживающийся старых жизненных устоев и принципов.
Молчалин – слабый, трусливый обманщик и не готовый нести ответственность за свои поступки.
Краткое содержание
Наступает утро, прислуга стучится в спальню к барышне. Софья отзывается не сразу: она всю ночь разговаривала со своим возлюбленным Молчалиным, который работал у Фамусова.
Павел Афанасьевич Фамусов проявляет симпатию к Лизе, испугавшись, что их могут услышать, он наконец оставляет девушку в покое.
Молчалин в дверях сталкивается с Фамусовым, который интересуется, что делает здесь секретарь в столь ранний час.
Софья делится со своей служанкой впечатлениями от общения с Молчалиным, как быстро пробежало время наедине с ним, для Лизы это кажется очень смешным и нелепым.
Девушки говорят об Александре Андреевиче Чацком, который три года находится в отъезде. Софья считает, что их с Чацким объединяет только детская привязанность. Она сравнивает его с Молчалиным и находит в секретаре отца большое количество внутренних достоинств, которых нет у Александра.
Неожиданно возвращается Чацкий. Его нелестные отзывы о Молчалине раздражают девушку и настраивают против дальнейшего продолжения их общения. Все их общие знакомые кажутся Александру Андреевичу нелепыми и смешными.
Хозяин дома также не особо рад его приезду, соблюдая приличия, он неохотно начинает расспрашивать молодого человека о том, чем он занимался во время своего отъезда. Александр обещает все обстоятельно рассказать попозже вечером.
Во второй половине дня Чацкий вновь возвращается в дом Фамусовых, подробно расспрашивает его о Софье, отец начинает размышлять, не собирается ли Александр жениться на ней.
Вечером к Павлу Афанасьевичу приезжают лучшие представители светского общества. Среди них чета Горичевых, которые тепло приветствуют Александра Андреевича, поскольку он является их старым знакомым.
Чацкий чувствует себя на званом ужине одиноко и потеряно, пытается обсудить с Софьей особенности поведения и образа жизни московского дворянства, но не находит от девушки душевного отклика, она холодна и неприветлива с ним.
Молодой человек приходит к пониманию того, что до настоящего момента был удивительно слеп и не замечал, что она увлечена Молчалиным. Он понимает, что больше не может находиться в душном обществе лжецов и принимает решение как можно скорее покинуть этот дом.
Заключение
Александру Сергеевичу Грибоедову «Горе от ума» принесло популярность у читателей по всему миру. В этом произведении в шутливом тоне показаны интересы московских дворян 19 века. Центральный спор появляется в сюжетной линии между Чацким, представителем современной молодежи, и светским обществом, в котором ценится не человеческие достоинства, а материальное положение и статус.