Об авторе произведения
Александр Николаевич Островский – самый популярный российский драматург. Именно он стал создателем театральной школы России, а также был учителем Булгакова и Станиславского. Не только его жизнь способна заинтересовать поклонников, но и его необыкновенное творчество. Он сочинял пьесы, защищал авторские права драматургов и разработал программу обучения для драматических классов.
О чем произведение
Конфликт пьесы построенной, казалось бы на любовных, личных страстях, в конечном счете, строится на противостоянии людей нового типа, таких, как Паратов, которые живут одним днем, не задумываясь о будущем, о чувствах и душе, оценивающих всех и вся с высоты своего купеческого богатства, и тех, кто относится к среднему классу, тех, кто принадлежит к сословию Карандышевых, Ларисы, Огудаловой.
Главные герои
Лариса - образованная, превосходящая в духовном развитии Вожеватова, и Кнурова, Паратова девушка становится предметом игры в орлянку. Не умея найти счастье в этом жестоком «денежном» мире, Лариса хочет уйти из жизни. Все окружающие видят в ней товар, который можно выгодно купить или продать.
Паратов – желает обрести материальную свободу, иметь крупный капитал, все это заставляет его продать свою свободу, отказаться от любви к Ларисе, при этом он отчетливо осознает ценность этого светлого чувства.
Юлий Капитонович Карандышев– на первый взгляд, искренние влюблен в Ларису и стремится оградить ее от жестокости окружающих, но при этом совершает поступки, которые приводят к гибели девушки. Он стремится попасть в тот мир, где правят деньги.
Вожеватов – старинный друг семьи Огудаловых, отказывается помочь Ларисе в трудный момент, так как дал «честное купеческое слово» Кнурову.
Кнуров – богатый поклонник Ларисы, которому в Брехимове и поговорить-то не с кем, все мерит деньгами, даже человеческие отношения.
Харита Игнатьевна Огудалова - стремится выгодно выдать дочь замуж, вынуждена держать открытый дом, принимать гостей, при этом она постоянно экономит и контролирует затраты на приемы. Согласна жертвовать своим добрым именем, честью дочери ради выгоды.
Краткое содержание
Действие произведения начинается в городе Бряхимов. Разговор Вожеватова и Кнурова идет о Ларисе Огудаловой, о ее предстоящем замужестве. Девушка выходит за на чиновника Карандышева, которого жители городка знают по его дурному нраву.
В памяти Вожеватова еще свежи воспоминания её взаимоотношений с Сергеем Паратовым. Он часто навещал Ларису, бывал у нее дома, отпугнул всех потенциальных женихов, через некоторое время уехал, так и не предложив девушке стать его женой.
Вожеватов говорит о том, что Паратов приедет в Бряхимов, чтобы продать судно.
Карандышев полон радостным ожиданием свадьбы, он мечтает переехать в дальний уезд, так как считает, что там его карьера пойдет в гору.
Паратов узнает о предстоящей свадьбе и решает навестить Огудаловых. Он отсутствовал целый год, но считает возможным, беседуя с Ларисой, упрекать ее в охлаждении чувств и короткой памяти. Девушка признается Паратову, что она до сих пор сохранила чувства к нему.
Во время беседы Ларисы и Паратова наедине мужчина сознается, что жалеет о том, что потерял ее и предлагает немедленно поехать на прогулку по Волге. Девушка полна сомнений, поскольку понимает, что подобный поступок скомпрометирует ее в глазах общества. Любовь побеждает и Огудалова, не слушая уговоры матери, принимает предложение Паратова, в тайне надеясь на предложение от него руки и сердца.
Вернувшись назад, Лариса понимает, что снова обманута и брошена. Карандышев рассказывает ей, что Вожеватов и Кнуров разыгрывали её монеткой. Он предлагает возобновить их отношения и стать его женой. Но Лариса не в силах повторно принять его предложение. Карандышев поддавшись гневному порывы, не выдержав накала чувств, стреляет в нее. Девушка чувствует небывалую легкость и освобождение, благодарит своего избавителя за избавление от мук.
Заключение
Островский, творчески развивает в пьесе тему «маленького человека», показывает, до чего может дойти доведенный до отчаянья униженный человек, у которого отобрали последнюю надежду на счастье. Выстрел в Ларису – это шаг отчаяния, а не порыв ревности и ужаса. С одной стороны, этим поступком он избавляет героиню от мучительной необходимости самостоятельно принять решение о своей дальнейшей судьбе, она не желает такого существования и не имеет сил изменить его, а с другой – это величайший грех. И здесь уже им движут не материальные интересы, а человеческие страсти, которые выше денег.