Об авторе произведения
Александр Николаевич Островский – основоположник русского театра, известный писатель. С его приходом в театр современная социальная пьеса из русской жизни стала основной в репертуаре. Автором было создано около 50 разножанровых произведений. Художественный мир Островского представляет описание человеческих судеб, нравственную оценку поступков, комедийные черты действительности. Пьесы привлекают внимание выраженным национальным характером, разнообразием образов, глубоким психологизмом.
О чем произведение
Основная тема произведения – значение искусства в круге дворян и буржуазии. Восприятие ими актерской среды, как низшего слоя общества, призванного развлекать состоятельных людей. Именно в этом взгляде на творчество в целом, писатель видит недалекость и дремучесть купцов и помещиков, символически выражает это в образе леса, сквозным мотивом, проходящим через весь сюжет.
Главные герои
Счастливцев – актер, некогда живший у состоятельного дяди лавочника. Ему стала неинтересна состоятельная жизнь купцов и он решил сбежать из дома через слуховое окно.
Несчастливцев – дворянин, племянник Гурмыжской. В 16 лет остался сиротой, попал под опекунство Раисы Павловны, она отдала его в юнкера, по окончании связь их прервалась.
Это самоотверженный и великодушный молодой человек, честный и справедливый, готов прийти на помощь тете, когда узнает об обмане Восьмибратова.
Аксюша – девушка, наделенная природным умом, сильным характером, красотой, богатством и глубиной чувств, влюблена в Петра Восьмибратова.
Гурмыжская – хозяйка поместья «Пеньки», решившая продать лес возле имения купцу Восьмибратову.
Петр Восьмибратов – личность заурядная, беспрекословно слушается отца, который полностью управляет им.
Краткое содержание
Сюжет пьесы разворачивается в поместье Гурмыжской. Господин Буланов пытается ухаживать за Аксиньей. Лакей советует ему переключить внимание на хозяйку помещицу Гурмыжскую.
Раиса Павловна хочет выдать Аксинью замуж, но приданого за ней не дает. Она влюблена в сына купца Восьмибратова, но он не дает согласия на их брак, его интересует только лес Гурмыжской. Их сделка все же состоялась, в пользу купца, он не доплатил тысячу рублей Раисе Павловне и, не дав расписки, уехал.
Гурмыжская не заметила обмана, поскольку была увлечена флиртом с молодым Булановым. Он, увидев симпатию помещицы, решил заработать и улучшить условия своей жизни и предложить ей руку и сердце.
Приезжает племянник Раисы Павловны Геннадий Демьянович, он представляется всем офицером в отставке, на самом деле является актером действующей труппы. Он появляется вместе со Счастливцевым, которого представляет в роли своего лакея.
Буланов опасается Несчастливцева, который подшучивает над ним.
Геннадий пытается уговорить помещицу дать приданое Аксюше, однако та под влиянием Буланова отказывается помочь девушке. Тогда Несчастливцев принимает решение и сам отдает ей деньги, полученные от тетки в счет старого долга. Аксюша очень благодарна ему.
В финале произведения Буланов прогоняет Несчастливцева из имения, он уходит пешком вместе со своим другом Аркадием. При этом он обвиняет жителей поместья «Пеньки» в неискренности, эгоизме. Он считает их настоящими комедиантами, которые лишь ведут разговоры о благе общества, на деле же не способны никому помочь ни материально, ни морально. Приводит в пример свою жизнь, когда у него есть деньги он кормит своих друзей, а родная тетка не смогла его прокормить два дня.
Гордый Несчастливцев не может ждать, когда за ним приедет тройка, просит лакея Карпа передать извозчику, что господа решили идти пешком.
Заключение
Пьеса «Лес» – одно из самых интересных и сложных произведений Александра Николаевича. Необычна конструкция произведения, его сюжетное построение. Исследователи находят в пьесе отголоски народной комедии, нашедшие отражение в истории отношений между центральными персонажами Аксиньей и Петром. Кроме того, автор проводит сквозной образ леса через весь сюжет, он носит аллегорический характер. С его помощью писатель иллюстрирует дикость нравов дворян, имеющих поверхностное воспитание и показные манеры, внутри они остаются развращенными людьми без моральных принципов.