Об авторе произведения
Талантливый драматург и писатель
Александр Николаевич Островский был уверен, что большое воспитательное значение для общества имеет драматургия исторического и бытового характера. Раскрывая жизненные вопросы, он шел к тому, чтобы читатели узнали себя, смогли со стороны посмотреть на свои слабости и недостатки с комичной точки зрения. Вместе с тем большинство пьес Островский строит так, чтобы зрители поверили в возможность исправиться, измениться, стать справедливыми и добрыми, в то, что путь к нравственному возрождению ни перед кем не закрыт.
О чем произведение
В пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» Островский впервые обратился к изображению дворян. Исторический момент, изображенный в пьесе, совпадает со временем ее написания - второй половиной 60-х годов. Обрисованное в ней состояние общества, характеристика поведения изображенных героев обладает четкостью и достоверностью, присущей историческому анализу.
Главные герои
Егор Дмитрич Глумов – молодой человек, мечтающий о богатстве, которое он намерен получить от будущей жены. Он достаточно умен, но использует свои навыки для обмана других.
Глумова Глафира Климовна – согласна со своим сыном, всячески способствует в достижении его целей.
Нил Федосеич Мамаев – состоятельный родственник Глафиры Климовны.
Клеопатра Львовна Мамаева – его супруга, которая влюбляется в Глумова.
Софья Игнатьевна Турусина – богатая вдова с большим сердцем, недалекая женщина, доверяющая свою судьбу гадалкам.
Городулин – пишет статьи в газеты, пытается шантажировать Егора, чтобы тоже немного заработать с его помощь.
Краткое содержание
Егор Глумов пишет эпиграммы на богатых москвичей. Он хочет использовать чужие промахи, чтобы добиться богатства и высокого положению. В его мыслях взять в жены девушку с богатым приданым. В свои планы Егор посвящает мать. При этом он ведет дневник, записывает в него свои настоящие чувства.
Его товарищ Курчаев обмолвился, что супруга Мамаева говорила о своей симпатии к Глумову, она однажды встретилась с ним в театре.
У Егора появляется план с помощью Мамаевой познакомиться с богатой вдовой Турусиной, у нее есть племянница, которая могла бы стать его потенциальной женой.
Егор простраивает ходы и план общения, чтобы влиться в высшее общество. Мамаева представляет Глумова писателю Крутицком, как перспективного юношу, он рад знакомству с талантливым молодым человеком.
Клеопатра Львовна наслышана от Глумовой о чувствах ее сына к ней. Женщина не ожидала, что сможет в своем зрелом возрасте внушить молодому мужчине влюбленность. Ей хочется помочь ему получить хорошую должность и поправить материальное положение.
Турусина переживает за свою воспитанницу, стремится, чтобы Мария вышла замуж за хорошего мужчину. Маша согласна с любым выбором родственницы, поскольку ей хочется поскорее выйти в свет.
К Софье Игнатьевне приходит гадалка Манефа, подкупленная Глумовым, которая описывает его вдове, как лучшего кандидата в мужья для племянницы.
Мамаева, услышав о скорой свадьбе Егора, почувствовала себя брошенной и обманутой. Клеопатра Львовна находит дневник Егора и узнает, что он замыслил на самом деле. Она решает мстит и забирает дневник. Глумов, обнаружив пропажу, понимает, что пришел конец, все задуманное им не состоится.
У Турусиной собираются лучшие представители московского общества. Слуга приносит газету со статьей о похождениях Егора Дмитрича, также прилагается его дневник. Гости пребывают в крайнем удивлении, ведь многие из них были близко знакомы с молодым мошенником и хорошо к нему относились, считали его порядочным человеком.
Глумов не собирается оправдываться и гордо удаляется. Представители дворянства немного журят его. Общество решает придумать наказание юноше, но затем простить и снова приобщить к своему кругу.
Заключение
Драматург стремился показать в пьесе лицемерное поведение людей. Обман и манипуляции не приводят к хорошему. Центральный персонаж не лишен ума и талантов, они ничего не стоят, так как применяются во вред другим. Планы центрального персонажа рушатся, его обман разоблачен обманутой в своих чувствах женщиной. Писатель утверждает мысль, что не все средства хороши для достижения личных целей.