Об авторе произведения
Писателя
Федора Михайловича Достоевского ставят рядом с именем Л. Н. Толстого, сравнивают столь разные по творческим установкам и столь близкие по масштабу мастерства фигуры. А. Белый характеризует Ф. М. Достоевского как мистика. Д. Мережковский считал Ф. М. Достоевского революционным автором. Создатель таких произведений, как «Бедные люди», «Идиот», «Двойник» вошел в русскую литературу, как представитель гоголевской школы. Он ознаменовал своим творчеством новый этап развития русской культуры, появление новой системы художественных образов в контексте эпохи.
О чем произведение
В книге представлена тема одиночества в обществе, где каждый человек занят только собой и своими впечатлениями. На протяжении всего сюжета присутствует желание главных персонажей восстановить естественные отношения, между ними постоянно возникают внешние и внутренние преграды, которые отец и сын мучительно пытаются преодолеть.
Главные герои
Аркадий Макарович Долгорукий – центральный персонаж романа от лица которого ведется повествование, незаконнорожденный сын помещика Версилова и его дворовой Софьи Андреевны Долгорукой, он носит фамилию своего юридического отца Макара Ивановича.
Макар Иванович Долгорукий – когда ему было пятьдесят, он исполнил предсмертный наказ другого дворового, умершего за шесть лет до того, и женился на его дочери Софье Андреевне, которой исполнилось 18 лет, после свадьбы приехал в свою деревню помещик Версилов, соблазнил Софью, влюбился в нее, «выкупил» у мужа и увез с собой. А Макар Иванович странствовал по городам и монастырям и регулярно два раза в год писал письма с поклонами жене и детям.
Андрей Петрович Версилов – помещик, «отбил» молодую жену у своего дворового.
Софья Андреевна Долгорукая – была она дворовой Версилова, круглой сиротой, когда в 18-летнем возрасте ее выдали замуж за 50-летнего тоже дворового Макара Долгорукого. Спустя полгода после этого барин приехал в деревню, соблазнил ее.
Француз Тушар – хозяин частного пансиона в Москве, в котором учился Аркадий до гимназии и где его соучеником и мучителем был Ламберт.
Ламберт – товарищ Аркадия Долгорукого по пансиону Тушара, подлец и разбойник.
Краткое содержание
Аркадий – юноша, не умеющий общаться с людьми. Он с самого детства ощущает свою оставленность и незащищенность. Закончил обучение в Московской гимназии, дальше учиться не захотел. До гимназии он учился во французском пансионате Тушара, где сверстники обижали и унижали его.
В Петербург он приехал по приглашению отца, чтобы начать служить. Юноша воспитывался не со своим родным отцом, он практически не знал его и видел лишь однажды. Молодой человек хотел узнать о нем как можно больше.
Аркадий становится секретарём Николая Ивановича Сокольского, которому нравится этот умный юноша. Вскоре молодой человек, руководствуясь уязвленной гордостью, отказывается от сотрудничества с ним.
У Долгорукова волей случая оказались на руках два письма: в первом сообщалось о том, что выигранный Версиловым процесс о наследстве с князьями Сокольскими может сложиться не в его пользу. Во втором, говорится о слабоумии её отца, князя Сокольского, и том, что он нуждается в опеке.
Проходят два месяца, Аркадий ведёт светский образ жизни, между отцом и сыном устанавливаются близкие и доверительные отношения.
Молодому человеку удалось встретится со своим законным отцом Макаром Ивановичем Долгоруким, старец остановился у матери Аркадия. Вскоре он умирает, и Версилов получает возможность вступить в брак с Софьей Андреевной, но в нем вновь вспыхивают чувства к Ахмаковой.
Юноша ненавидел и в то же время ревновал Ахмакову, совершенно запутался в собственных чувствах, решил отправиться к Ламберту и придумать вместе с ним что-нибудь против Ахмаковой, позже он раскаивается в содеянном.
После произошедших событий Версилов остается с Софьей Андреевной, родители убеждают Аркадия заняться обучением и пойти в университет.
Заключение
В романе Достоевского понятие «подросток» выступает как определенный компонент его художественной системы, это не столько обозначение возраста, сколько определение этапа на пути человека к истине. Основа сюжета отражает путь становления главного героя и его самоопределения. Писатель представляет значимость родственных отношений персонажей. Данная тема создает философскую основу художественного мира произведения, отражает норму человеческих отношений. Разбор системы образов и ее соотнесенности с основными эпизодами произведения позволяют сделать вывод о том, что семья, представленная в книге, нравственно несовершенна и отношения в ней проблемные и конфликтные.