Об авторе произведения
Федор Михайлович Достоевский – величайший русский писатель. Прошедший обучение в духовной семинарии, будучи врачом во время войны 1812 года, он был дворянином по происхождению. Судьба его трагична и противоречива. Он прошел через каторгу (за революционные идеи), был подвластен азартным играм, поживал впроголодь и брал взаймы. Но является гениальным автором и основателем жанра психологической прозы, экзистенциального течения. Филигранно выводил на первый план душу и ее моральные терзания.
О чем это произведение
Бедный студент затевает и реализует убийство старухи-процентщицы, присваивает ее деньги. Случайным образом ему приходится избавиться и от ее сестры. Раскольников ощущает вину и хочет сдаться. Он знакомится с Соней, молодой проституткой, страдающей из-за пьянства отца. Несмотря на ее занятие, в ней живы идеалы, она отражает совесть Родиона, и он делится с ней мотивами преступления. Постепенно совершенный поступок становится для него абсолютно непосильной ношей.
Главные герои
Родион Раскольников – бедный студент. Угрюмый, мрачный и сторонящийся общества и одновременно искренний, способный испытать привязанность и совершить бескорыстный поступок. Человек с «прекрасными темными глазами», хорош собой. Исследует философию сверхчеловека (по Ницше).
Сонечка Мармеладова – юная проститутка. Соня обеспечивает выживание всей семье, включая малых детей. Она скромна и чиста душой, ее любовь толкает Родиона к раскаянию.
Дуня – сестра главного героя. Она симпатична и образована, хотела честно заработать, прислуживая Свидригайловым, но ее оболгали. Согласна на фиктивный брак ради благополучия семьи.
Краткое содержание
Родион Раскольников – бывший студент, он хочет восстановиться в университете и оплатить обучение. Он приходит к ростовщице Алене Ивановне – богатой старухе. У него с собой серебряные часы – последняя ценность, досталась от отца. Однако выданный ему залог оказывается совершенно невыгоден, а процент – высок. Он рассчитывал на иные условия, но вынужден согласиться за неимением альтернатив.
Раскольников выпивает в заведении с Мармеладовым, рассказывающим о своих бедах. Бывший чиновник пропивает последнее, впав в зависимость от пагубной привычки, отчего его дочке Соне пришлось заняться проституцией. На ее деньги живет вся их семья, включая мачеху с тремя малыми детьми.
Дома Родион из письма матери узнает, что его сестре Дуне придется фиктивно выйти замуж за Лужина, обладающего капиталом. Девушка работала гувернанткой, но хозяин домогался до нее. Ее выставили виноватой, бедняжке пришлось уйти. Теперь их положение утяжелилось, но свадьба выправит финансовые дела. Раскольников всерьез задумывается убить процентщицу и присвоить ее деньги, чем выручить мать с сестрой.
Героя терзает идея «сверхчеловека». Он думает, убийство «гадкой старушонки» решит его проблемы и не станет чем-то обременительным. Рассуждает о том, заслуживает ли она этой участи, и колеблется относительно себя, сумеет ли совершить преступление – тварь он «дрожащая» или «право имеющий». Родион вынашивает план убийства и совершает затеянное, вооружившись топором и явившись к старухе в квартиру. Но его застает врасплох внезапно пришедшая сестра убитой, ему приходится убить и ее. Он паникует, не обнаружив в доме ценных закладов и больших средств.
Раскольников знакомится с проституткой Соней, становящейся его духовным проводником и «зовом совести». Мучимый виной он долго склоняется сдаться полиции, но попытки постоянно пресекаются и переносятся, возникает даже ложно себя оговоривший и признавший вину. В конце концов, следователь находит статью «О преступлении», написанную Родионом. Беседа с ним выводит бывшего студента на признание в содеянном.
В эпилоге герой находится в остроге. В Сибирь к нему перебирается и Соня, любящая и готовая поддерживать его. Преданный и благодарный ей, желающий искупить страдания девушки, он и сам приходит к отказу от «наполеоновских идей» и к настоящему раскаянию.
Заключение
Роман глубоко затрагивает вопросы морали, греховности, человеческой природы и сути. Центральная тема – убийство, и есть ли у кого-либо на него право. Всякое преступление понесет за собой наказание – причем сам человек под влиянием его совести и душевных терзаний наказывает себя сильнее всего.