Об авторе произведения
Федор Михайлович Достоевский – светило русской литературы и глубокий мыслитель, вошел в коридоры интеллекта как выдающийся философ и публицист. Получив в 1877 году звание члена-корреспондента Петербургской академии наук, Достоевский оставил неизгладимый след в мире идей. Почитаемый как классик мировой литературы, ЮНЕСКО называет его одним из самых распространенных авторов на всех континентах.
О чем произведение
Монолог Великого инквизитора разворачивается в напряженной тишине, окутывающей Христа, и его божественный лик остается неподвижным, пока престарелый инквизитор изрекает пылкие слова. Атмосфера трещит от напряженности момента, воздух тяжелеет от пылких речей инквизитора. С каждой фразой инквизитор обрушивает свою пламенную риторику на саму суть работы и учения Богочеловека.
Главные герои
Иван Карамазов – старший из братьев Карамазовых, философски настроенный человек. В "Великом инквизиторе" он рассказывает о встрече между Христом и Великим инквизитором.
Христос – центральная фигура религиозных событий, вокруг которой развивается повествование. В рассказе Христос возвращается на землю в испанский город Севиль и встречается с Великим инквизитором.
Великий инквизитор – представитель церкви, мудрец, который осуществляет власть и контроль над людьми. Он встречается с Христом и рассказывает ему, почему его учение не применимо к реальной жизни и почему люди предпочитают беззаботное рабство под его властью.
Массы людей – в рассказе акцент сделан не только на героях, но и на толпе, на массах людей, которые, согласно Великому инквизитору, предпочитают безопасное и стабильное рабство под властью церкви вместо неопределенности и свободы, предложенных Христом.
Краткое содержание
События разворачиваются в XVI веке, когда Христос внезапно является в городе Севиль. Он начинает чудеса, и люди, узнав о Нем, собираются в огромные толпы. Среди них много больных и нуждающихся. Христос чудесным образом исцеляет, утешает и кормит их. Однако, среди наблюдающих за всем этим Великий инквизитор видит потенциальную угрозу для порядка, который установлен церковью.
Он схватывает Христа и заключает Его под стражу, готовясь к суду. Великий инквизитор объясняет Христу свою позицию: он утверждает, что Христос, предлагая людям свободу воли и открывая им путь к Богу, поставил их перед трудным выбором, что лишь приводит к беспорядкам и страданиям. Вместо этого Великий инквизитор предлагает людям простоту и стабильность. Церковь, согласно ему, должна взять на себя бремя руководства миром, решать за людей все их вопросы, чтобы те могли жить спокойно и беззаботно. В этом заключается, по его мнению, истинная любовь к человечеству. Христос молча слушает Великого инквизитора, а затем подходит и поцеловывает его.
После этого Великий инквизитор открывает дверь и говорит Христу уйти, не возвращаться больше, так как Его учение слишком трудно для слабой человеческой природы. Рассказ Ивана о Великом инквизиторе представляет собой глубокий философский диалог о вере, свободе воли и роли церкви в жизни людей. Великий инквизитор символизирует желание людей обменять свободу на безопасность и стабильность, отказаться от ответственности за свои собственные решения.
В своем рассказе Иван подчеркивает, что хотя Христос молча уходит, Его поцелуй Великого инквизитора оставляет след в сердце старца. Этот поцелуй, как символ любви и прощения, выражает идею, что даже в лице отвержения Христос продолжает любить и принимать человечество. Сцена Христа и Великого инквизитора становится метафорой борьбы между свободой и безопасностью, верой и контролем. Достоевский, через персонажей своего романа, предлагает читателю глубокое размышление о том, что значит быть свободным человеком, о ценности свободы воли и о том, насколько она может быть трудна и даже страшна.
Заключение
Хоть "Великий инквизитор" – это вымышленный рассказ, он представляет собой глубокое философское и религиозное произведение, которое поднимает важные вопросы о вере, свободе воли и человеческой природе.