Об авторе произведения
Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) — выдающийся русский писатель XIX века, чье творчество повлияло как на развитие русской литературы, так и на западную культуру. Произведения классика отличают мастерство описания природы, глубокий психологический анализ и проницательность в изображении социальных и культурных аспектов русского общества.
О чем это произведение
События рассказа, вошедшего в сборник «Записки охотника», происходят в 1847 году. Это история о том, как рассказчик знакомится с двумя крестьянами, которые так непохожи друг на друга, но при этом дружат долгие годы. Повествователь наблюдает за ними и подмечает особенности характеров. Он противопоставляет мужиков друг другу и дивится их полным взаимопониманием, несмотря на противоположность взглядов.
Герои произведения
Рассказчик — от его лица ведется повествование.
Полутыкин — помещик в Жиздринском уезде, «страстный охотник». Сватается за всех богатых невест губернии и даже после получения отказа от руки продолжает слать им подарки. Любит повторять один и тот же унылый анекдот. Заикается. У него есть собака Астроном.
Хорь — крепостной Полутыкина. Лысый, низкий, коренастый. Сметливый, живет с десятью детьми обособленно от остальных мужиков. Деятельный и трудолюбивый, умеет зарабатывать деньги. Считает женщин глупыми. Не умеет читать и писать.
Калиныч — крепостной Полутыкина. Высокий, худой, с небольшой головой. Человек кроткого нрава, любит петь. Держит пасеку. Не может привести в порядок хозяйство, так как постоянно ходит с барином на охоту. Обучен грамоте. Умеет исцелять людей.
Краткое содержание
Прибыв в Жиздринский уезд, чтобы поохотиться, повествователь знакомится с барином Полутыкиным. Тот приглашает рассказчика к себе домой, но сначала решает познакомить его с крепостным по имени Хорь. Там их радушно встречают дети крестьянина и говорят, что хозяина нет дома.
Рассказчик останавливается у Полутыкина и за ужином спрашивает, почему Хорь живет обособленно от других мужиков. Тот объясняет, что Хорь умнее других крестьян. Дом мужика уничтожил пожар. Тогда он пришел к отцу Полутыкина, который тогда был еще жив, и попросил разрешения переселиться к болотам, пообещав своевременно платить. Со временем хозяйство его пошло на лад. У Хоря давно уже есть возможность купить вольную, но он не торопится, уклончиво отвечая, что денег нет.
На следующее утро гость и хозяин отправляются в лес и останавливаются у избы крестьянина Калиныча. Рассказчик узнает, что ежедневно веселый и беззаботный мужик сопровождает помещика на охоту.
Полутыкин отправляется в город уладить дела с соседом. Повествователь идет охотиться. Возвращаясь, он наносит визит Хорю. Похожий на Сократа крестьянин отвечает на вопросы не совсем искренне. Рассказчик заключает, что мужик хитрец. Гость остается на ночь в крестьянском сарае.
На следующий день глава семейства предлагает охотнику чай и обходится с ним радушно.
В дом входит Калиныч и дарит другу свежую землянику. На рассказчика производит впечатление забота простого крестьянина о приятеле. Три дня он внимательно слушает разговоры новых знакомых.
Он делает вывод, что Хорь — рационалист. Калиныч, как думает повествователь, относится к числу романтиков. Хорь видит барина насквозь, обустраивая свою жизнь, не конфликтует с властью. А его друг не умеет хитрить и относится к Полутыкину с благоговением. Хорь ближе к обществу, а Калиныч любит природу.
Практичный Хорь добродушно подсмеивается над сентиментальным Калинычем, но уважает его за познания в охоте и знахарстве. Калиныч дарит товарищу ягоды, угощает его медом, вырезал ему ложки из дерева.
За разговором мужики интересуются у рассказчика о жизни за границей. Хоря занимают чужестранные законы и обычаи. Калиныч расспрашивает подробно о деревенских и городских пейзажах.
Вскоре охотник расстается с Хорем и Калинычем и покидает имение Полутыкина.
Заключение
Рассказчику понравились оба крестьянина. Они такие разные в привычках и жизненных ценностях, при этом смогли найти тайные точки соприкосновения. На примере героев автор доносит до читателей мысль о том, что каждый русский человек уникален и имеет свои достоинства. Принимая разность в людях, как данность, в мире можно добиться согласия и уважения друг к другу.