Об авторе
Лев Иванович Давыдычев - советский детский писатель, почетный работник культуры РСФСР. Он родился в Соликамске, а с 1939 года жил в г. Пермь. Он окончил факультет филологии Пермского университета и имел специальности в области журналистики и педагогики. Его первая книга-сборник рассказов "Волшебник дачного посёлка", была опубликована в 1952 году. Произведения писателя отличаются юмором, добротой, оригинальностью и любовью к детям.
О чем это произведение
Юмористический рассказ о приключениях и проказах мальчика Ивана Семёнова, который не любит учиться, но зато обожает выдумывать, привирать и погружаться в свои фантазии. Он постоянно попадает в разные смешные и нелепые ситуации, из которых ему помогают выбраться его друзья, родители и учителя.
Главные герои
Иван Семенов - главный герой повести, второклассник и второгодник. Ваня смышленый мальчик, но учиться он не желает. Семенов любит поиграть с друзьями, побегать, подраться и пофантазировать.
Друзья Ивана – Колька Веткин, Паша Воробьев, Алик Соловьев. Такие же балбесы, как и Ваня. Вместе они часто играют в шпионов и попадают в разные забавные ситуации.
Анна Антоновна – учительница Вани. Она видит мальчишку насквозь и по-доброму смеется над его фантазиями. Но переживает, что мальчика снова оставят на второй год.
Аделаида – «буксир» для Ивана. Девочка из 4 класса, которая легко бы сошла за семиклассницу. Она умна, напориста и коммуникабельна. Привыкла добиваться своих целей.
Бабушка – очень заботливая женщина. Она души не чает во внуке Ванечке и окружает его лаской и заботой. Но сама не понимает, как портит жизнь ребенку чрезмерной опекой.
Краткое содержание
Иван Семенов – большой шалопай и разгильдяй. Он с детства понял, что жить человеку трудно, ведь его все поучают и заставляют ходить в школу, делать домашние задания. Ваня любит поиграть, побегать и повеселиться, а еще поспать и плотно поесть. А уроки вызывают у него отторжение, буквально «все холодеет внутри». Иван – мастер на выдумки, поэтому часто попадает в сложные ситуации, но выходит из них героем.
Чтобы избежать учебы, Ваня готов на что угодно. Он сказывается больным перед доктором, притворяется заикой и лунатиком. Мальчик думает, что ему ничего не стоит и отличником стать в один момент – было бы желание. Иван размышляет о том, что мог бы стать успешным и знаменитым за один день – главное, чтобы не мешала школа. Его нисколько не заботит, что пришлось остаться на второй год будучи второклассником.
Учительницу Анну Антоновну беспокоит, что Ваня может снова остаться на второй год. И она договаривается с Аделаидой, ученицей 4 класса, что та возьмет мальчика на буксир.
Аделаида всячески старается убедить Ваню выполнить домашнее задание, но Семенов постоянно увиливает. Девочка сказала, что Ваня, похоже, умственно отсталый и его место в специальной школе.
Такое заявление произвело на Ивана серьезное воздействие. Его обидела мысль о том, что его, такого умного и талантливого, могут определить в специальное учреждение. Ваня берет себя в руки и начинает выполнять домашнюю работу. Поначалу ему трудно, но он быстро становится совсем другим человеком – решительным, целеустремленным и более смелым. Он даже находит в себе силы спорить с бабушкой, чтобы отстоять свое право на самостоятельность.
Заключение
Произведение написано в легком и ироничном стиле. Но автор затрагивает многие социальные и психологические аспекты – понятие дружбы, взаимоотношения в семье, важность труда для формирования цельной личности ребенка. Повесть написана для детей, но каждому взрослому было бы полезно и интересно узнать о приключениях Ивана и, возможно, открыть для себя что-то новое.