Об авторе произведения
Лев Кассиль - известный советский писатель, член Союза писателей СССР, лауреат Сталинской премии. Он родился в 1905 году в Одессе и стал писать еще в юности. Его творчество пронизано глубоким патриотизмом, гуманизмом и реалистичностью. Он создал много произведений для детей, в том числе знаменитый цикл романов о Тимуре и его команде.
О чем это произведение
У классной доски - небольшой рассказ, написанный Львом Кассилем в 1942 году. Это одно из первых произведений писателя о Великой Отечественной войне. Рассказ повествует о событиях, происходящих в одной сельской школе. В это время немецкие войска нападают на село. Главная героиня рассказа - учительница Ксения Андреевна Карташова, которая не боится погибнуть и встает на защиту своих учеников.
Главные герои
Ксения Андреевна Карташова - учительница начальных классов в сельской школе. Она преподает уже тридцать два года и знает всех жителей села. Учительница строгая, но справедливая и добрая. У нее есть интересный метод обучения, основанный на музыкальности и пластичности движений. Ксения Андреевна любит свой труд и своих учеников. Она не паникует, когда начинается атака, а спокойно отводит детей к траншее.
Ученики Ксении Андреевны - мальчики и девочки разного возраста, которые обучаются вместе. Они любят и уважают своего преподавателя. Им страшно и тревожно слышать звуки выстрелов. Но дети беспрекословно слушают учительницу и идут за ней к траншее. Они видят, как немцы захватывают школу и их педагога.
Немцы - вражеские летчики и солдаты, которые атакуют село и школу. Они безжалостно бомбят жилые дома и убивают мирное население, а затем вторгаются на территорию школы.
Краткое содержание
Рассказ начинается с описания Ксении Андреевны и ее уникального метода обучения. Автор подробно раскрывает образ учительницы, описывая ее внешность, походку, голос, манеру писать на доске. Он показывает, как она любима и уважаема своими учениками и всеми местными жителями. Также читатель узнает о семье женщины - муже, который погиб в гражданской войне, и сыне, который ушел воевать на фронт.
Далее автор рассказывает, как начинается воздушная тревога. Ксения Андреевна не теряет самообладания и спокойно ведет детей к траншее, вырытой в школьном дворе. Она успокаивает их рассказами о своем сыне, который сражается за Родину. Учительница призывает детей сохранять спокойствие, проявить смелость и стойкость.
Затем атака заканчивается, и немцы входят на школьную территорию. Они требуют от Ксении Андреевны указать им на карте локации советских солдат. Учительница отказывается это делать, и говорит немцам, что у них нет никаких прав находиться в учебном учреждении. Тогда захватчики начинают издеваться над женщиной и стрелять из пистолета. Ксения Андреевна не падает, а продолжает стоять у классной доски, как будто продолжает вести урок.
Спустя некоторое время красноармейский дозор обезвредил немцев и привёл их в тот же класс, в котором учительница продолжила как ни в чем не бывало вести урок.
Заключение
У классной доски – история о героизме и самопожертвовании советского учителя в военное время. Писатель показывает, что учитель - не просто профессия. Это человек глубоких моральных качеств и убеждений, любящий своих учеников и страну. Рассказ воспитывает в детях чувство благодарности и уважения к своим преподавателям, а также развивает ответственность и гражданскую сознательность. Эта история – яркий литературный образец патриотического и социального жанра.