Об авторе произведения
Писатель
Михаил Лермонтов был во многом талантливым человеком. И хотя прославился он прежде всего благодаря своим многочисленным стихам, поэмам и прозаическому роману "Герой нашего времени", писательство было не единственным его занятием, в котором он добился успеха. Также Лермонтов был отличным художником, написавшим немало картин, и строил военную карьеру.
О чем это произведение
Произведение поднимает тему судьбы. Оно намекает на существование некого высшего предопределения, перед которым бессилен каждый отдельный человек. Эта идея подаётся через постепенное осознание главного героя (рассказчика, Печорина) – именно он, столкнувшись с некоторыми событиями, становится ярым фаталистом, признающим власть судьбы над ним и над каждым, кого он знает.
Главные герои
Печорин – главный герой всего "Героя нашего времени", не только заключительной его главы под названием "Фаталист" (иногда её называют отдельной повестью, её можно рассматривать и в контексте произведения, и самостоятельно). Человек, от лица которого ведётся повествование. Офицер, временно сидящий со своим полком в казачьей станице. В начале не склоняется ни к одной точке зрения касательно явления фатализма, но в конце убеждается в том, что всё в руках судьбы.
Вулич – серб, поручик из полка, вынужденного остановиться в станице. Скрытный человек, но азартный игрок. Уверен, что каждый сам может распоряжаться своей судьбой и предопределения не существует. Пытался выстрелить себе в голову, чтобы доказать это, но пистолет дал осечку. Однако немногим позже Вулич всё же оказался убит пьяным есаулом.
Офицеры – безымянные сослуживцы Печорина и Вулича, которые также вступают в спор о судьбе.
Казаки – несколько обитателей станицы. Один из них – убийца Вулича. Двое других пытались предупредить гостей о буйном нраве товарища.
Краткое содержание
В начале повести говорится о том, что полк, в котором состоит Печорин, должен провести несколько дней в станице с казаками. Чтобы скоротать время, солдаты принимаются выпивать и играть в карты. Среди самых ярых и азартных игроков оказывается Вулич – серб, о котором практически ничего не знают даже товарищи по полку. В разгар очередной партии разгорается спор. Кто-то вспоминает о концепции фатализма – об идее, в соответствии с которой все события предначертаны заранее, и люди лишь следуют заготовленному божественной силой сценарию. Одни оказываются согласны с этим, другие, включая Вулича, предпочитают считать себя полноправными хозяевами своей судьбы.
Желая доказать свою правоту, серб берёт пистолет и пытается выстрелить в себя, ведь это показало бы всем, что он может погибнуть по собственной воле. Но выстрела не происходит из-за осечки.
Тем временем Печорин удивляется такому повороту, ведь ему начинает казаться, будто Вулич должен умереть в этот же день. Неужели на самом деле нет никакой судьбы и "предначертания"? С этими мыслями герой отправился бродить по улицам станицы. Но все сомнения прекратились после дальнейших ночных событий. Он встретил по дороге двух казаков, сообщивших ему об опасности в лице их друга, который пьяным совершенно себя не контролирует. А уже на утро выяснилось, что на этого человека наткнулся ночью Вулич и был зверски зарезан – очевидно, так и не став хозяином судьбы.
Офицеры и казаки поняли, что необходимо наказать убийцу. Однако, пока все медлили и опасались, Печорин решил в одиночку справиться с врагом: он сам уже не боялся смерти, но при этом знал, что ничего хуже неё с ним всё равно не произойдёт. Поэтому, заманив казака в дом, он полез в окно, чтобы достать его оттуда и заставить предстать перед законом. Пока офицер пытался пробраться внутрь, казак заметил это и пытался застрелить его, но пуля прошла мимо, лишь немного зацепив одежду. Печорин не пострадал, убийца же был пойман и связан.
После этого случая главный герой твёрдо убедился в том, что есть судьба, которая ведёт каждого человека по жизни. Стало быть, никому не суждено умереть раньше назначенного срока, но и продлить свой земной путь по своей воле никак не получится.
Заключение
И хотя герой "Фаталиста" приходит к однозначному мнению касательно судьбы, читателям всё же предоставляется возможность самостоятельно подумать на эту тему и решить для себя, соглашаться ли с идеей фатализма или считать любые роковые совпадения случайными. Как любое художественное произведение, эта повесть лишь служит "иллюстрацией" и дарит почву для рассуждений, а не даёт однозначных ответов.