Об авторе произведения
Михаила Михайловича Пришвина часто называют "главным природоведом русской литературы", что во многом является правдой: чаще, чем все другие писатели он прибегал к описаниям пейзажей, к детальной передаче окружающей действительности во всей её красе. Всё это неизменно служило мостиком к пониманию чувств и состояний рассказчика или главного героя – личное переплеталось с природным, первозданным.
О чем это произведение
В написанном в формате дневников произведении можно найти множество рассуждений и поистине философских выводов. Но, пожалуй, главный мотив "Дороги к другу" – умение подмечать детали мира, от крошечных весенних листьев до прекрасных видов в целом. Ничто не дарит большего наслаждения, разнообразия и тепла, чем постоянные и удивительные перемены в природе. Нужно лишь уметь их замечать – вот о чëм говорит Пришвин.
Главные герои
В этих дневниках можно выделить множество эпизодических героев, например, мать рассказчика, старика, с которым тот заводит разговор, женщину, которую тот вспоминает как любовь своей юности, даже собаку Жучку и несчастного застреленного охотником вальдшнепа. Однако все они скорее часть общих пейзажей, штрихи на картине, которые имеют равно столько смысла, сколько и неодушевлённые, но важные для автора детали вроде деревьев, пней и тропинок.
Настоящих героев в произведении два:
Рассказчик – пожилой мужчина за пятьдесят лет, писатель и художник. Одинокий, но наполненный любовью ко всему живому человек. Он находит радость даже в самых обычных вещах и стремится поделиться этим.
"Друг" рассказчика – абстрактный человек, к которому он обращается на протяжении почти всех своих дневниковых записей. Он не является в буквальном смысле знакомым главного героя, это просто любой человек, который откроет дневник и поймёт написанное на его страницах (то есть, каждый вдумчивый и чувствующий читатель).
Краткое содержание
В начале произведения герой идёт по лесной тропинке в разгар "майских холодов", когда уже давно наступила весна, но ещё бывает морозно. Он восхищается даже такой погодой и рассуждает о том, что "самая суть человека" не в том, чтобы испытывать эмоции и радоваться самому, а в том, чтобы делиться радостью с окружающими. С этой целью, вероятно, и пишет герой дневники.
Думает он и о том, что не добился наивысшего успеха как писатель, но всё же может испытывать счастье от творческого процесса и от возможности просто работать, сидя на пне и гладя пробегающую мимо собаку.
Далее в своих дневниках герой обращается к безымянному "другу" – не к конкретному человеку, а к некоему образу читателя или даже всех читателей, которые когда-либо увидят его строки. Он отмечает, что одинок, хотя при этом совсем не может быть одиноким, отчасти потому что всё же может через свои записи делиться чувствами с людьми, пусть неизвестными ему пока, отчасти потому что ему дарит ощущение тепла всё, что видит он вокруг (и солнце, "и дождь, и слëзы").
Много думает рассказчик о назначении дневников, о смысле того, что он пишет. Среди самых распространённых целей он называет самопознание и даже сравнивает себя с Толстым, который именно из этих побуждений сам вëл дневник, как ему кажется. Другой целью для него становится общение и то самое дарение чувств и красоты момента будущим людям. В этом герой видит преодоление одиночества, которое он не может назвать полным, но от которого испытывает тоску.
И абсолютно все свои переживания он так или иначе сравнивает с самыми разными природными явлениями, с прекрасным. Вот он вспоминает о своей давней несчастной любви к женщине, которая оставила в его душе кровавые следы, а вот уже эти следы становятся следами лесных зверушек на весеннем снегу. При этом любование лицом близкого человека он видит чем-то родственным любованию пейзажами, и в обоих случаях наблюдения каждый раз приносят ему нечто новое.
Говоря о своей литературе, рассказчик уверенно заявляет – она будет жить вечно. Он вложил туда все свои искренние чувства и всё "настоящее", что пришло к нему благодаря внимательному взору, направленному на наполненный мельчайшими чудесами окружающий мир.
Заключение
В "Дороге к другу" заключено множество очень важных выводов, вроде того, что нужно быть внимательным к миру, и это станет лекарством от тяжести одиночества. Тем не менее, можно читать произведение и как нечто лёгкое и созерцательное. В нём есть не только рассуждения, но и обыкновенные описания красивого, что может порадовать даже тех, кто не любит или не считает нужным раздумывать над глубиной авторского посыла.