Об авторе произведения
Михаил Михайлович Пришвин – русский и советский автор произведений для детей и взрослых, военный корреспондент, публицист, прозаик. Его рассказы наполнены глубокими размышлениями о судьбе Родины, о силе добра и зла, о мудрости и праведности. Значительную часть творчества Пришвина занимают рассказы для детей. В них понятным маленьким читателям языком Михаил Михайлович делится житейским опытом, воспитывает любовь к природе, учит жить в гармонии с природой.
О чем это произведение
Рассказ Пришвина «Синий лапоть» повествует о мудрости лесного обитателя – зайца. Небольшой зверек смог обхитрить опытных охотников, когда заяц-беляк спрятался у всех на виду. Казалось, от опасных охотников никому не уйти, но отыскать «синего лаптя» не получается. Только один следопыт, Родионыч, смог разгадать его секрет, но пощадил хитрого длинноногого лесного жителя.
Главные герои
Главными героями произведения выступают группа охотников, следопыт Родионыч и «синий лапоть». Каждый охотник обладает опытом лова животных в условиях зимнего леса, могучей и опасной заснеженной тайги. Есть и оружие, и запас еды, и сноровка – все, что нужно для успешного выхода за зверем.
Родионыч – самый опытный охотник, отлично разбивающийся в следах и повадках диких животных. Среди остальных пользуется уважением и доверием. Слова Родионыча без проверки считают правдой, и на охоте за «синим лаптем» герой подтверждает свои догадки делом.
С легкой руки Родионыча, заяц-беляк в охотничьей среде стал известен как «Синий лапоть». Скорее всего, чем-то Родионычу заячьи следы на снегу напомнили отпечаток лаптя, чем-то цвет этого следа показался с голубым отливом. Так появилось неофициальное название лесного хитреца, способного сбить с толку даже опытных следопытов.
Краткое содержание
Рассказ описывает случай, который произошел в зимнее время на охоте. Через лесную местность было решено проложить трассу. Для этого часть деревьев срубили. Получилась ровная полоса через таежный бурелом. По обе стороны от вырубки остались мелкие ветки, которые не успели вывезти до снега. Огромные кучи получились размером с дом, даже выше.
Бывалые охотники перестали находить в лесу добычу: зайцы как будто просто исчезли. Они решили, что техника, которая вырубала деревья, сильно шумела. Она напугала рысаков, и животные ушли в другую местность, укрывшись от тех, кто потревожил их привычную лесную жизнь.
Однако опытный следопыт, Родионыч, тщательно проверив вырубку, сделал вывод, что заяц остался на месте, только хорошо спрятался. Однажды он повел охотников вдоль дороги, обыскивая сваленные в кучи ветви – грачовник. Собак с собой никто не взял – Родионыч отлично справлялся с ловлей зверя без помощников. Обойдя лесные тропинки, изучив оставленные зверями следы, следопыт решил искать зайца под высокой кучей поваленных веток. Охотники расположились рядом, выставил дула ружей на этот высокий холм из снега и веток. Родионыч вял длинную палку и предупредил быть всех готовыми поймать неуловимого «синего лаптя».проткнув грачевник насквозь, ни одного шороха не раздалось. Повторив попытку, результата не было. Опытному охотнику стало неловко: не мог же он потерять сноровку и так ошибиться?
Каждый из находившихся радом решил самостоятельно поискать зайца. Родионыч отошел в сторонку покурить и вдруг весь засветился от счастья. Подозвав автора повествования к себе поближе, он указал на самый верх кучи, куда никто не догадался посмотреть. Среди торчащих веток можно было разглядеть две черные точки – глазки беляка и еще две точки – кончики его ушей. Заяц все это время наблюдал за охотниками, находясь на самой вершине грачевника. Неудивительно, что протыкая кучу веток по низу никто не выскочил.
Родионыч поступил мудро: он слепил снежок и кинул его в зайца. Тот испугался и прыгнул с верхушки грачевника в лес. Для остальных представилась невероятная картина: с неба падает заяц и стремглав бросается в лесную чащу. От неожиданности никто не смог поймать косого хитреца, а Родионыч снова доказал верность своей охотничьей сноровки.
Заключение
Рассказ учит читателей поступать мудро. Не только человек, но и животные могут быть хитрыми, ловкими, смелыми. Стоит поучиться их сноровке и дать возможность жить спокойной жизнью.