Об авторе произведения
Михаил Александрович Шолохов – писатель, которому близка тема соцреализма. В годы создания сборника «Донские рассказы» в который входит произведение «Жеребенок», автор был вынужден поддерживать тему войны, описывая противостояния красных и белых, но вместе с этим он поднимает вопросы нравственности, милосердия, чистоты человеческой души. Его персонажи несмотря на тяготы жизни, голод и необходимость воевать, не утратили доброты и искренних чувств.
О чем это произведение
В рассказе главным событием является рождение жеребенка. Даже тема войны уходит на второй план. Здесь автор подчеркивает противоречия человеческой натуры, противостояние совести и разума. Жестокость людей по отношению к другим вынужденная, но она не должна касаться тех, кто невиновен. Также автор подчеркивает, что именно совесть и честь должна быть превыше всего и даже приказов командира.
Главные герои
Командир – мужественный, жесткий, волевой человек средних лет. Ему не чужды человеческие чувства. Он не наказывает Трофима, но понимая жестокость времени отдает приказы в интересах своего отряда.
Трофим – седовласый мужчина 50 лет, красноармеец. В обычной жизни это человек добрейшей христианской души, милосерден, совестлив. Он вынужден воевать, понимает важность противостояния, но вместе с рождением жеребенка в ожесточенном войной мужчине, просыпается человечность. Он пренебрегает приказом командира, не ради себя, а ради новорожденного. Малыш вызывает у мужчины теплые воспоминания о его детях, их беззащитность и слабость, поэтому человек не может просто так отнять жизнь.
Краткое содержание
Повествование начинается с описания обычного деревенского дня. Жужжание мух, поющий где-то на задворках петух, а вместе с этим грохот выстрелов и раненый, стонущий от боли красноармеец в доме. В это время в сарае у кобылы рождается жеребенок. Это рождение так не к месту, когда вокруг идет гражданская война.
Жеребенок испытывает ужас от окружающих его звуков, но мать успокаивает малыша и тот принимается сосать её вымя. В это время в сарай заходит коневод, он рассуждает, что жеребенка надо убить. Хозяин кобылы, Трофим, понимает всю нелепость ситуации и даже прицеливается в новорожденного, но рука не поднимается, совесть и человеческие чувства не позволяют нажать курок.
Трофим докладывает об отеле кобылицы командиру. Командир, поразмыслив, в интересах роты отдает приказ Трофиму, застрелить малыша. Трофим не может и не хочет этого делать. Он отлично понимает, что кобылица во время боя не будет слушать наездника, она будет защищать детеныша, но человечность берет верх и жеребенок живет.
Через месяц начинаются ожесточенные бои между красными и белыми. Во время сражения жеребчик крутится под ногами и мешает. Трофим делает несколько выстрелов в жеребенка, но тот каким-то образом остается жив, он лихо укорачивается и нарезает круги вокруг кобылы. Трофим рассуждает – значит не судьба. В это время он и сам успевает привязаться к малышу, поглаживая беззащитного по короткой шерсти, красноармеец вспоминает дом и семью.
Наступил переломный момент, красным срочно нужно переправиться через реку Дон. Отряд идет по воде тихо, держа в руках поводья, лошади устало бредут. На кобыле Трофима переправляется Нечепуренко. Расположение белых близко, и переправа красных должна стать для них неожиданностью, но тут жеребенок попадает в круговорот на реке.
Малыш начинает тонуть, издавая жалобные звуки, кобыла пытается скинуть наездника и помочь жеребенку. Трофим выстрелом отпугивает кобылу, но слыша жалобные стоны тонущего, похожие на плач ребенка, не выдерживает и бросается на помощь сам. Он тащит малыша к берегу, умом понимая, что лишние звуки привлекают внимание. Вот малыш на земле, но тут пуля врага настигает Трофима и тот умирает. Жизнь за жизнь.
Заключение
Автор описывает красоту природы, счастье рождения, а вместе с этим ужасы войны. Герои рассказа простые люди, без философских замашек и лишних рассуждений. Они борются за идею, ожесточенные войной, уставшие, поступают практично, без зазрений совести, но все меняет жеребенок. Автор пишет: «глянешь на него, а сердце из камня превращается в мочалку». Он пробуждает забытые человеческие чувства радости, сострадания, жертвенности. Человек поступает по совести, вот его суть.