Об авторе произведения
Николай Семёнович Лесков, литератор-разночинец, открыл читающей публике новую Россию – страну, обретающую силу и собственный голос, встающую на ноги после реформ II половины XIX века. Достижением писателя стало то, что в его произведениях люди, которых просвещённая Россия никогда особо не замечала: бывшие крепостные, их дети и внуки, мелкие чиновники, купцы, ремесленники, сельские священники ‒ заговорили своим языком, простым, метким, образным, красочным. В этом его неоценимая заслуга перед русской культурой. Недаром Л.Н. Толстой назвал Лескова «писателем будущего» и «самым русским из наших писателей».
О чём это произведение
Рассказ посвящён судьбе бывшей крепостной актрисы, её любви, трагедии, искалечившей её жизнь. Рассказ предваряет отсылка к «благословенной дате» 19 февраля 1861 года, дню, когда вышел указ, отменяющий крепостное право. Может быть, будущее новой, сбросившей оковы крепостничества, России было пока туманно, но уже стало ясно, что время осудить её ужасное прошлое и извлечь из него уроки настало.
Главные герои
Повествование в «Тупейном художнике» ведётся двумя рассказчиками. Своими воспоминаниями с девятилетним мальчиком делится
Любовь Онисимовна, когда-то актриса в театре графа Каменского, а теперь няня. Её воспитанник, повзрослев, рассказывает о своей няне и слышанной от неё в детстве истории.
Рассказчик то и дело передаёт слово Любови Онисимовне. Он доверяет её мнению о людях, о порядках в доме Каменских и, конечно, о заглавном герое рассказа ‒ «тупейном художнике»
Аркадии. Этот молодой человек, гримёр и парикмахер, был, по словам повествователя, «настоящим художником».
В минуты вдохновения, говорит Любовь Онисимовна, Аркадий был «всякого красавца краше». Строгие запреты, которыми была ограничена жизнь крепостных графа Каменского, не помешала Любе и Аркадию полюбить друг друга. Третьим персонажем в этом «любовном треугольнике» был сам
граф Каменский, страстный театрал и жестокий деспот. В значимых для сюжета эпизодах появляются
брат графа Каменского, сельский священник и тётушка Дросида, скотница.
Краткое содержание
Юной Любаше, танцовщице и актрисе в крепостном театре, не повезло привлечь внимание графа. Девушка уже ближайшей ночью должна стать одной из его многочисленных наложниц. Молодые люди совершают побег. К несчастью, из-за предательства священника, у которого они скрывались, влюблённых схватили и вернули в графскую усадьбу.
Запертая в своей комнате, Люба с ужасом слышит крики и стоны из подвала. Думая, что это терзают Аркадия (что, скорее всего, правда), девушка пытается задушить себя своей же косой и теряет сознание. Она приходит в себя в избе тётушки Дросиды, старшей скотницы, которая выхаживает и старается утешить несчастную. Позже Люба узнаёт, что граф отдал Аркадия в солдаты. Бывшая актриса становится скотницей. Но это не огорчает её, она рада, что теперь далеко от графа и его театра. Девушка верит, что Аркадий жив и непременно вернётся к ней. Действительно, спустя три года она получает записку от любимого. Аркадий пишет, что дослужился до офицерского звания, а сейчас, получив отпуск, приехал, чтобы выкупить Любу у графа. Кажется, что от счастья героиню отделяет не больше суток. Но утром она узнаёт, что ночью на постоялом дворе Аркадия убил дворник, польстившись на его деньги. Похоронили «тупейного художника» с почестями, как офицера.
Эту историю постаревшая, не по годам седая, но сохранившая девичью стройность Любовь Онисимовна рассказывает своему юному воспитаннику, сидя на старой могилке вблизи Троицкой церкви. В этой могиле похоронен Аркадий, похоронена её любовь и вся её жизнь. Рассказчик вспоминает, как Любовь Онисимовна каждую ночь тихими шагами пробиралась к окошку и делала несколько глотков из маленького «плакончика». Без этого она не могла спать. «Более ужасных и раздирающих душу поминок я во всю мою жизнь не видывал» ‒ пишет он.
Заключение
Рассказ Н.С. Лескова не только о любви и о том, на что способны люди в борьбе за неё. Он о том, что в мире, где одни люди имеют безграничную власть над другими, невинность обречена на поругание, настоящая любовь будет растоптана, талант служит прихотям и грязной фантазии тирана, и сама жизнь человека в постоянной опасности.