Об авторе произведения
Михаил Салтыков-Щедрин известен своими сатирическими произведениями, которые остро и с юмором высмеивают социальные недостатки и нравы общества. Его наиболее известные произведения это "Господа Головлевы", "История одного города", "Губернатор", "Помпадуры", и многие другие. В своих рассказах он высмеивал бюрократию, дворянство, и различные социальные группы.
О чем это произведение
«Дикий помещик» описывает судьбу помещика Черкасова, который силой молитв был избавлен от всех своих крепостных крестьян. Он мечтает о благополучной жизни аристократа, не омрачённой неприятными повадками и запахом «мужика». Но оказывается, что без крестьян жизни на поместье нет: нечего есть, нечем себя развлечь и даже в баню не сходить. Постепенно помещик дичает до состояния дикого животного.
Главные герои
Главный персонаж – это помещик. Он представляет землевладельческую аристократию. Он беспощадно угнетает и эксплуатирует своих крестьян. При этом он относится к ним очень пренебрежительно и хочет, чтобы их вовсе не было.
Далее в произведении представлены различные персонажи, с которыми встречается Черкасов, будучи освобождённым от крестьян. Все они являются представителями высшего сословия, так как с «мужиком» знаться не желает. Сначала, он обращается к актеру Садовскому с идеей завести театр. Затем он встречается с четырьмя генералами. Важную роль в рассказе играет капитан-исправник. Он поднимает вопрос об уплате податей. Без податей не может функционировать государство.
Последним товарищем помещика становится медведь. Когда помещик совсем одичал, он встал по своему развитию вровень с дикими животными и потребности у него были уже не человеческие. Вместе с медведем он охотится на разную добычу.
Краткое содержание
Помещик мечтает избавиться от крестьян. Однажды Бог внимает его молитвам и все его крепостные разом исчезают. Черкасов несказанно рад своему счастью и начинает строить грандиозные планы. Сначала он хочет организовать у себя театр, для чего приглашает к себе актёра Садовского. Но без крестьян невозможно поставить театр. Актёр называет помещика глупым и уезжает.
Затем помещик приглашает в гости четырёх знакомых генералов, чтобы сыграть в пульку. Сначала они хвалят помещика и играют с ним несколько игр. Но наступает время трапезы, а кормить помещику генералов нечем. Он может предложить им только пряники. Генералы были недовольны таким приёмом, так как рассчитывали поесть мяса и назвав помещика глупым уезжают.
Затем помещик долго фантазирует наедине, какой красивой будет его жизнь. Он планирует выписать машину из Англии, посадить груши и сливы, разводить коров. Во сне жизнь кажется ему ещё более прекрасной, чем в фантазиях наяву.
Но сомнение всё же закралось в его голове. Почему все его гости называют его глупым? Иногда, забывшись, он зовёт на помощь, кого-то из своих крепостных, но потом вспоминает, что их нет и продолжает твёрдо стоять на своём.
Затем помещика посещает капитан-исправник и спрашивает, как Черкасов собирается платить подати. Помещик заявляет, что подати он платить не будет. Капитан объясняет, что при таком раскладе дел казначейство не может существовать. Он называет помещика глупым и уходит.
Больше гостей у Черкасова нет, в одиночестве он начинает дичать. Он стал похожим на животное и внешне и по его поведению. Он охотится на добычу и в итоге заводит дружбу с медведем. Вместе с медведем они ходят на зайцев, но даже медведь намекает, что крестьян помещик изгнал зря.
В финале капитан донёс на помещика губернскому начальству. Был собран совет и решено изловить то ли зверя, то ли человека и заставить помещика платить подати в казну. Так и сделали. Поймали помещика, вымыли, привели в должный вид. Неведомо откуда в это время на поместье вернулись крестьяне и возродился прежний быт.
Заключение
"Дикий помещик" – это пример критической литературы, характерной для Салтыкова-Щедрина. В произведении поднимаются проблемы социальной несправедливости и морального упадка. Автор остро ставит вопрос о необходимости перемен в обществе. На примере главного героя видно, как могут одичать помещики, которые не проявляют должного участия в жизни своих крепостных.