Об авторе произведения
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - русский писатель, сатирик и публицист. Он известен своими социальными и политическими произведениями, которые остро и с юмором высмеивали недостатки русского общества и правительства. В своих произведениях Салтыков-Щедрин критиковал крепостничество, бюрократию, самодержавие и другие социальные проблемы своего времени. Стиль писателя отличается остротой, сарказмом и язвительностью.
О чем это произведение
Автор хочет сказать, что крестьяне и богачи - одинаковые люди, но социальное неравенство делает одних рабами, а других - хозяевами жизни. Через образ пустоплясов автор высмеивает буржуазию. Они восхищаются тяжелым трудом рабочего народа, а сами проводят время в бесполезных спорах и пытаются оправдать бедственное положение русского крестьянства. Однако их споры являются глупыми и абсурдными, не приводят к истине. Можно выделить главную мысль: труд простого крестьянина тяжел, но необходим для жизни. Сказка учит уважать труд других, не тратить время на пустые разговоры.
Главные герои
Коняга – это обычный рабочий конь, изможденный и израненный, его тело худое, рёбра торчат, тело обожжено солнцем, а ноги разбиты. Голова у него склонена вниз, грива свисает на его шее, из его глаз и ноздрей вытекает слизь. Верхняя губа вся изранена. Несмотря на все страдания, этот конь трудолюбив и устойчив, он принял свою судьбу. Характер у коня простой и грубоватый. Ежедневно он выполняет свою работу, не замечая красоты природы, потому что для него поле, ветер и солнце - лишь источники муки.
Хозяин этого коня – добрый крестьянин, который не жесток к нему, не бьет его и старается помочь в работе. После каждого рабочего дня хозяин и конь падают без сил, но они все же продолжают работать.
Пустопляс - брат рабочего коня, который, наоборот, живет в комфорте - в тёплой конюшне с мягкой соломой, ест досыта и у него нет проблем. Подобные Пустоплясу обсуждают труд рабочего коня. Они даже не представляют, насколько тяжело рабочим лошадям.
Краткое содержание
У дороги лежит и спит конь. Его зовут Конягой. После долгого рабочего дня хозяин отвязал его и разрешил немного подкрепиться, но Коняга не смог этого сделать, потому что его истощенное тело требовало отдыха. Каждый день он трудился, летом вспахивая землю, зимой перевозя товары на рынок. Если летом ещё можно было насладиться сочной зеленой травой, то зимой ему доставались лишь сухая солома. Весной его приходилось буквально поднимать на ноги, потому что сил у него вообще не было.
К счастью, его хозяин был добрым человеком: он не бил его и всегда помогал. Этот хозяин был обычным крестьянином, таким же несчастным, как и его верный конь. Поля казались бескрайними, словно огромная сила была заключена внутри них, и только двум существам — хозяину и коню — выпало судьбой возделать эти поля. Они бороздили поля вдоль и поперек, но так и не находили конца. Для многих других людей эти поля были символом природной красоты, но для Коняги и его хозяина они означали лишь муку, усталость и несчастье. Их тяжелый труд не имел конца. Никто не обращал внимания на то, как тяжело коню, как на его теле появлялись новые раны. Его жизнь была лишь бесконечным существованием.
У коня-отца было было два сына: Пустопляс, который был услужливым и добрым, и Коняга — грубым и непокорным. Долгое время отец одинаково относился к ним обоим, но потом начал их разделять: Пустоплясу давал овес, а Коняге - солому. Пустопляс попал в теплое стойло, где была мягкая подстилка, свежая вода и пшено, в то время как Конягу отправили в холодный хлев, где солома была гнилая, ему приходилось пить из лужи.
Однажды Пустопляс решил навестить своего брата и был поражен тем, что Коняга был до сих пор жив при таком уровне жизни. Вокруг него собрались другие лошади, задавая бессмысленные вопросы о том, почему он не умирает. Возможно, это происходило потому, что рабочий конь нашел душевное спокойствие в тяжелом труде. Конь был вынужден перестать говорить, потому что его хозяин снова погнал его работать. А Пустоплясы остались бесполезно болтать.
Заключение
Автор, изображая Конягу, иллюстрировал роль безмолвного народа – работящего человека, лишенного радости в жизни. Народ ничего в своей жизни не видел, кроме тяжелой работы. Коняга не обладал умением подхалимничать и преклоняться, поэтому он просто работал, в то время как Пустопляс благодаря своей учтивости достиг хорошей и спокойной жизни.