Об авторе произведения
Основа творчества
Василия Макаровича Шукшина заключается в неутомимом желании узнать человека. Писатель стремится провести психологический анализ, изучить человека и его душу, лучше понять логику его действий и поступков по отношению к своей жизни и окружающим, которые он подробно описывает в собственных произведениях.
Разнородность человеческих характеров, внутренний мир, мироощущение и последовательность событий – это то, что было интересно Василию Макаровичу. Через раскрытие проблем человека и его взаимосвязи с окружающим миром писатель показывает особенную содержательность национального характера. Повесть «Калина красная» является ярким примером отражения литературных принципов авторов русской классической прозы.
О чем произведение
Шукшин представил в повести не просто проблему людей, а суть существования человека с прошедшего нелегкий путь. Егор Прокудин – это рецидивист с нелегкой жизнью, недавно покинувший стены тюрьмы. Он не собирается соблюдать общественные нормы, а главное не желает идти на уступки обществу, порой не понимает самого себя. В этих обстоятельствах, жизненные покидают главного персонажа, он обрекает себя на несчастную жизнь. Но Егор хочет начать новую жизнь, невзирая на сложности. В финале герой «Калины красной» убит бандитами. Вместе с тем его судьба и все то, что за ней стоит, выходит за границы этой драматической истории, становится гиперболизированной картиной смерти души человека, краха ее нравственной основы.
Главные герои
Центральный персонаж – Егор Прокудин, личность сильная, он оступился в жизни. Детство его было трудным, голодным. Он вырос человеком с равнодушной душой, которая в тайне жаждала любви.
Люба Байкалова – заключает в себе действенную доброту, желание и умение помогать оступившемуся человеку. Она сохранила светлую душу, хотя жизнь и не особо баловала ее. Муж оказался выпивающим, и все еще после развода преследует ее. Она не озлобилась, верит в свое будущее счастье. Опорой ей являются труд, родители, родная деревня.
Краткое содержание
Письмо в исправительно-трудовую колонию неизвестному ей заключенному, было написано Любой с надеждой помочь неизвестному ей человеку, допустившему жизненную ошибку. Случайно ее письмо попало к Егору Прокудину, и что-то в нем заинтересовало мужчину, побудило ответить этой женщине.
Подружка советовала Любе помириться с мужем, не связывать свою жизнь с бывшим вором. Но девушку это не пугало, она поверила письмам.
Егор мечтал о встрече с матерью, но все надеялся предстать перед ней человеком благополучным, при деньгах. Именно они, как он считал и нужны для праздника души.
Тихий ритм жизни деревни удивил и оттолкнул его. Он не знал, на что направить силы, подрался с бывшим мужем Любы, разыграл ее родителей.
Другая половина его души хотела активных действий. Егор решил поехать в город. Не находит он себе места и в старой компании. Что-то все-таки изменилось в мужчине под влиянием Байкаловой.
Он вернулся ночью на такси в Ясное, ведь там он встретил доброе отношение к себе ее брата Петра, ее отца, директора совхоза. Они поняли Егора Прокудина, хотели приобщить его к трудовой жизни. Сев за руль трактора, мужчина преобразился. Он понял, что праздник души заключается в том, чтобы быть полезным людям, жить искренно и правдиво трудиться на земле.
Внезапно он решил съездить в родное село. У него не хватило смелости подойти к матери, и он попросил Любу поговорить с ней. Встреча с матерью определила желание Прокудина начать честную жизнь.
Он тесно взаимосвязан старыми обязательствами, которые ведут его к воровскому сообществу. Обрывается жизнь его, преступники, старые подельники мстят Прокудину за его выход из их компании.
Заключение
В центре сюжетной линии представлены внутренние противоречия человека, который хотел изменить свою жизнь, выйти за рамки бездуховного мещанского окружения, который было рядом с ним на протяжении всей его жизни. Автор показал в повествовании значительный социальный и философский контекст. Он рассмотрел отношения между человеком и обществом. Повесть трансформировалась в раздумья о вопросах соотношения времени и людей, о силе и прочности их контакта, о разрушительных последствиях их разрыва.