Об авторе произведения
Василий Макарович Шукшин – светило советской литературы и кино, появился на свет 25 июля 1929 года в причудливом селе Сростки, расположенном в Бийском районе Алтайского края. Не только живописные пейзажи, в которых прошли его ранние годы, но и место рождения Шукшина стало горнилом для формирования творческого духа, который впоследствии расцветет как выдающийся писатель, кинорежиссер, сценарист и актер. На скромном фоне его происхождения возникла фигура, чье художественное мастерство оставило неизгладимый след на культурном гобелене Советского Союза.
О чем это произведение
Старая церковь, некогда священное место для богослужений, стала выполнять двойную функцию – колхозного склада. Однако, когда складские помещения были переведены в новое здание, бригадир Шурыгин не мог не обратить внимания на мастерство прочной кирпичной кладки старой церкви. Решение изменило судьбу исторического сооружения - он задумал его снести.
Главные герои
Шурыгин Николай Сергеевич (Бригадир) – настойчивый, упрямый, эгоцентричный, поверхностный и, кажется, бездушный. Склонность к пьянству добавляет сложности его характеру.
Учитель – молодой, принципиальный человек, приверженный идее защиты национального достояния. Скорее всего, будет изображен как символ идеализма и сопротивления переменчивому времени.
Председатель колхоза – равнодушный и поверхностный, председатель олицетворяет прагматичный подход к прогрессу, возможно, являясь контрастом идеализму учителя.
Продавец – смелая и открытая, не боится высказывать свое мнение по поводу предлагаемого сноса церкви. Она олицетворяет собой голос несогласия и морального сопротивления.
Клавка жена Шурыгина – робкая, но непокорная, Клавка вносит элемент внутреннего конфликта в семью Шурыгина.
Мать Шурыгина – больная старуха, обладающая мудростью и прозорливостью. Несмотря на свою немощь, она прекрасно понимает, с какими последствиями столкнется ее сын, Шурыгин, когда церковь будет разрушена.
Краткое содержание
Колхоз "Колоссаль" недавно закончил строительство нового склада, оставив старый, расположенный в руинах церкви XVII века, заброшенным. Эта церковь, некогда оживленный центр общественной жизни, была символом силы и единства деревни, пока не стала жертвой бурных событий большевистской эпохи. В этом сценарии бригадир Коля Шурыгин, крепкий и сердечный человек со склонностью к хорошей выпивке, осматривает заброшенную церковь с видением, которое отражает его предполагаемую экономическую изобретательность.
Предложив амбициозный план по демонтажу исторического сооружения и переделке его кирпичей под свинарник, Шурыгин с сомнением отнесся к идее даже председателя колхоза. Старинная кладка, свидетельство ушедших эпох, оказалась непосильной для утилитарных соображений Шурыгина. Не успокоившись, Шурыгин, желая оставить свой след в жизни села, на следующий день вызвал три мощных трактора. Обмотав тросы вокруг стен церкви, он приказал водителям начать силовую тягу.
Зрелище привлекло внимание встревоженных жителей села, привыкших к тому, что церковь всегда была источником силы и хранилищем воспоминаний. По мере того как тракторы ревели, а церковь начала разрушаться, среди жителей деревни возникло чувство коллективной скорби и сопротивления. Церковь, переплетенная с их историей и наследием, была не просто строением; она хранила истории их прадедов и отголоски крещений, совершенных до эпохи большевистских репрессий.
Шурыгин, столкнувшись с нарастающим противодействием, упорно продолжал действовать, несмотря на внутреннее смятение. Сельский учитель, назвав его варваром, попытался встать на защиту, но его оттащил бригадир. Деревенские женщины презирали Шурыгина, называя его "дьяволом", а продавщица в сельском магазине открыто выражала свое неодобрение, угрожая словесной "гирей на кумпол".
После сноса дома торжествующий Шурыгин, довольный своим достижением, искал утешения в сельском магазине и бутылки водки. Однако прием его был далеко не теплым, продавщица откровенно ругала его. Дома его непокорная жена, Клавка, бросила обеденные обязанности и отправилась искать утешения среди соседей, оставив Шурыгина на поругание неодобрительной старухи-матери.
Заключение
В творчестве Шукшина представлен пронзительный образ современного человека – бездушного и меркантильного, оторванного от своих духовных корней. На примере Шурыгина Шукшин показывает человека, руководствующегося мелкими мотивами и не придающего значения культурно-исторической значимости. Решение Шурыгина безжалостно уничтожить древнюю святыню – место духовной подпитки многих поколений – подчеркивает преобладающую тему размывания культурных и духовных ценностей перед лицом модернизации.