Об авторе произведения
Самоценность
Василия Макаровича Шукшина – в индивидуальной манере его письма, стремящегося к философскому и психологическому анализу поведения человека. Его произведения связаны с темой вечных исканий, размышлений о сути жизни, ее настоящем предназначении. В основе произведений и его фильмов лежат представления автора о российской истории, проблемах деревенских и городских жителей, анализ глубокой русской национальной души. Философия творчества Шукшина определяется общностью тематики, образов, творческого метода в литературном и кинематографическом стилях.
О чем произведение
В произведении Василия Макаровича Шукшина "Обида" рассказывается об обычном рядовом случае. Главному герою Сашке Ермолаеву нагрубила продавец в магазине, ее поддержали люди из очереди. Весь инцидент произошел на глазах его ребенка, который в силу своего возраста не смог понять, что случилось, но почувствовал, что злые люди обидели отца. И Александру было очень неудобно перед дочерью за этот случай.
Главные герои
Саша Ермолаев – мужчина, покладистый, добрый, интеллигентный. Весь день работает и выполняет добросовестно свои обязанности. За незаслуженное оскорбление чуть не перешел грань дозволенного, его вовремя остановила супруга от необдуманного поступка.
Продавец – оскорбляет Сашку и не признает свою неправоту и нечестное поведение.
Краткое содержание
Сашка Ермолов по просьбе жены собрался в продуктовый магазин. Шел он туда вместе со своей дочерью.
Продавщица в рыбном отделе подозрительно уставилась на него. Она признала в нем хулигана, который вчера в магазине устроил пьяный разгром.
Когда она стала обвинять мужчину прямо при дочке, он пытался ее усовестить, сказать, что вчера совсем не был в магазине. Но она не хотела его слушать. Сашке стало очень обидно и горько на душе за возведенный на него поклеп. Он пошёл к заведующей магазином. Там его совсем не стали слушать, а один пожилой мужчина утверждал, что такая ситуация имело место быть.
Ермолов решил разыскать его, чтобы всё подробно рассказать. Узнав у мальчишек во дворе, где он проживает, он поднялся и позвонил в дверь. Ему открыл сын этого человека. Он тоже не стал выслушивать Ермолова и быстро выгнал его с их лестничной площадки.
Финальная сцена дополнилась присутствием супруги. Она тоже не поверила мужу. У него от обиды выступили на глазах горячие слёзы, он в разбитом состоянии пошел в сторону своего дома.
Заключение
Произведение «Обида» в плане отражения темы двойничества является одним из самых важных в творчестве Шукшина. Само название произведения несет главную психологическую нагрузку в повествовании. Манера характерная для Шукшина, рисуя в рассказе частную ситуацию, переводить ее в философский план, представляя читателю размышления о добре и зле, отмщении и прощении.
В своем рассказе мастер поставил центрального персонажа в положение, из которого практически невозможно выйти без урона для человеческого достоинства, и не дает никаких вариантов решения, как нужно поступить в подобной ситуации. Анализ рассказа Шукшина «Обида» позволяет оценить описанную ситуацию и узнать подробнее о таких явлениях, как грубость и душевная пустота.
Главный герой – образец порядочного гражданина, придерживающегося общественных моральных установок. Мораль говорит о том, что все должны быть вежливыми и дружелюбными, а любой спорный вопрос выяснять с помощью беседы, а не агрессивных методов.
Сашка очень чуткий и ранимый человек, он тяжело переживает любую критику и беспричинные обвинения. Мужчина остро чувствует несправедливость по отношению к нему.
В финале повествования состояние Ермолова приходит в норму. Теперь он понимает, что для него дороже всего на свете — дети и любимая жена.
В рассказе «Обида» нет привычного для автора противопоставления развитого городского и простого сельского сознания. Все герои — жители города. На первом плане противопоставление порядочности и лицемерия. Основной вопрос формулируется самим Сашкой, когда он задумался о распространенности хамства. Другая проблема, неразрывно связанная с первой, заключается в том, что невежи, лицемеры, всегда существуют, а сражаться с ними совершенно невозможно и малоэффективно.