Об авторе произведения
Юрий Яковлевич Яковлев – русский писатель, автор книг для детей и подростков. Работал в киножурнале «Фитиль», был членом худсовета студии «Союзмультфильм». Создавал игровые и анимационные фильмы.
Книги писателя представляют собой анализ сложного внутреннего мира ребенка. Повести Яковлева о детях знакомят с хрупкой организацией их мыслей и чувств, учитывают их психологию, помогают распознать и раскрыть таланты, творческую сторону личности. Например, в таких произведениях, как «Гонение на рыжих», «Разбуженный соловьями», «Непослушный мальчик Икар» и других центральными персонажами являются обычные мальчишки и девчонки.
О чем это произведение
Рассказ о мальчике-изгое, который всем в пионерском лагере казался сигналом тревоги и предвестником неприятностей. Селюжонок, главный персонаж рассказа Яковлева «Разбуженный соловьями», был непослушным ребенком и заставлял педагогов волноваться и переживать. Однажды, мальчику никак не удавалось заснуть из-за громкого пения птиц. Сначала он решил бросить в птицу камень, но незатейливая песенка тронула его сердце, и он захотел разделить радость своего открытия с остальными ребятами. Селюжонок слепил фигурку соловья из пластилина, ему стало интересно творить красоту своими руками. Педагоги отметили его положительные изменения.
Главные герои
Центральный герой – мальчик по фамилии Селюжонок, который не дает покоя взрослым. Он постоянно раздражает их своим поведением, в любую минуту может натворить что-то, причем делает это не со злости.
Директор – обычный, неплохой в целом человек, которому некогда разбираться в психологических особенностях каждого ребенка. Он и решает выгнать Селюженка. А Татьяна Павловна, сначала разгневанная пропажей пластилина, потом понимает, что Селюжонок — это не одни только пакости. Мальчика просто надо было чем-то заинтересовать, и тогда энергия его направится в другое, полезное, русло.
Краткое содержание
В художественной студии пропало большое количество пластилина. Начальник лагеря решил, что это сделал главный хулиган Селюжонок и посоветовал ему признаться в краже. Мальчик сказал, что не имеет никакого отношения к случившемуся.
Ночью ребенок проснулся от громкого звука. Он увидел, что все ребята спали. Мальчик понял, что это соловей и решил выгнать певца, который мешал ему заснуть. Заготовив большой камень, пошел на улицу. Звуки простой песни были настолько чудесны, что он забыл о своем недовольстве и замер, внимательно слушая ее.
Затем мальчик заметил, что его руке есть что-то мягкое. Это был пластилин зеленого цвета. Мальчик захотел попробовать слепить птицу, вышло необычное существо с небольшой головой и огромными крыльями.
На следующий день Селюжонок взял свою птицу в художественную студию. Руководительница студии узнала, как он услышал ночью соловья и вылепил его, руководствуясь лишь своим слухом.
Она отметила изменения в ребенке в лучшую сторону. Мальчик стал задумываться чаще и больше не покушался на чужое имущество. Тогда педагог пригласила его чаще приходить к ним в студию и попросила отменить решение о его отправке домой.
Поделка мальчика заняла почетное место на выставке, остальным ребятам она очень понравилась. Следующей ночью, когда опять запели соловьи, Селюжонок разбудил всех мальчишек. Дети долго слушали их пение, и все птицы казались им похожими вылепленного Селюжонком зеленого певца.
Заключение
Повествование знакомит читателя с волшебной силой настоящего искусства. Под его воздействием люди изменяются, окружающее пространство наполняется позитивом. Творчество сродни природным началам, открывает душевный мир, пробуждает чувства. Главный герой всегда был внутренне наполненным, просто у него не было возможности проявить себя, требовался определенный толчок из вне. Из него обязательно вырастет настоящий человек, отзывчивый и чуткий.
Соловей своим нехитрым пением разбудил в мальчике все хорошее, что жило в его душе, показал ему его настоящее лицо, позволил увидеть истинный смысл жизни.
Ребенок увидел в себе возможность разделить с кем-то еще свои переживания, поделиться восхищением и эмоциями. Соловьиная трель разбудила его сердце и душу, вызвала желание делиться своим внутренним богатством с другими. Это и значит быть настоящим творцом художником – нести в мир свет и добро, воплощать все лучшие чувства в произведениях искусства, помогать окружающим увидеть настоящую красоту и неповторимость природы.