Об авторе произведения
Всемирно известный русский классик, издавший немало произведений при жизни, получивший всеобщее признание после смерти –
Александр Сергеевич Пушкин. Автор романа в стихах «Евгений Онегин», поэм «Цыганы», «Гавриилиада», романов «Капитанская дочка», «Дубровский», его перу принадлежит большое число лирических произведений, включенных в современные школьные программы. Темы и вопросы, поднимаемые автором, остаются актуальными в настоящем, делают его творения популярными и у сегодняшнего читателя.
О чем произведение
«Гавриилиада» — манифест против приемов, которые применяло правительство Александра в борьбе с освободительным движением, с помощью религиозных и мистических образов. Научные изыскания и литературные произведения, противоречащие законам Библии, жестко карались. Критика запрещала все, что, по ее мнению, было нарушением нравственных канонов. В поэме представлены темы против религиозных догм, и против моральных устое ханжеского типа. В произведении в шутливом стиле переосмысляется повествование из Евангелия о деве Марии и из Библии о грехопадении, изгнании из рая первых людей.
Главные герои
Мария – жена Иосифа, ведущая размеренную спокойную жизнь вдали от городской суеты. К ней является сатана и пытается соблазнить.
Архангел Гавриил – посланник небес, полюбивший Марию, спасает ее от коварного беса, пытающегося совратить девушку.
Бес – коварный совратитель, явившийся Марии в образе прекрасного юноши. Его облик резко меняется, когда появляется архангел и вступает с ним в бой за невинную душу девушки.
Краткое содержание
Главная героиня произведения Мария – девушка шестнадцати лет, жила вместе со своим супругом плотником Иосифом вдали от Иерусалима, тихо и спокойно. Однажды ей приснился сон – встреча с Богом, который возвестил о скорой перемене ее судьбы, что ей уготован иной жених. В его свите она заметила среди других ангелов Гавриила, и сердце Марии впервые всколыхнулось.
Сатана, узнав, что Бог выделил девушку среди других за ее красоту и благонравное поведение, заинтересовался ей и решил соблазнить. Бес явился девушке в образе змеи, стал восхвалять ее красоту и говорить, что она рождена совсем для иной жизни. Девушка вспомнила, что именно он соблазнил Еву, сатана утверждал, что напротив, спас от посягательств Бога, воспылавшего к ней страстной любовью. Мария начала задумываться о правоте его слов. Бес меняет свое обличье, превращаясь в прекрасного юношу и совращает невесту Бога.
Затем появляется Гавриил, между ним и сатаной происходит бой. Затем Гавриил сообщает девушке благую весть, о том, что вскоре она родит спасителя всего мира. Покоренный ее красотой архангел не удержался и поцеловал Марию.
Вернувшись на небо, он сообщил Богу, что передал девушке новость, но о том, что произошло между ними умолчал.
Утром Мария проснулась совершенно обновленной, она увидела свою красоту и стала больше себя ценить и любить. К ней в окно влетел голубь, осенил девушку своим крылом любви. По прошествии определенного срока Мария родила Христа, Иосиф любил его как родного сына. Гавриил продолжал навещать девушку.
В финале произведения автор обращается к архангелу с просьбой подарить ему мир в семейной жизни и искренние чувства, благословить на крепкий спокойный брак.
Заключение
В основу рассказа положена евангельская версия о жизни Марии и ее мужа Иосифе, центральным эпизодом является авторская интерпретация Благовещения. Библейский эпизод об Адаме и Еве дан в качестве вставного рассказа в длинном повествовании Сатаны.
Поэма построена в виде проповеди. Исследователи находят в произведении пародийные черты на церковные и библейские тексты. Интересен характер сюжетных отступлений. В поэме три развитых линии: первая о наперснике после рассказа о вещем сне Марии, вторая – эпизод между Сатаной и Марией, третья - авторское рассуждение о проказах невест. Отступления выдержаны в духе ранних лирических творений Пушкина. Изложение сюжета, заимствованного из Библии, сводится к представлению читателям веселой сказки.
Долгие годы поэма не издавалась, поэту пришлось дважды отказываться от авторства, поскольку критики увидели в произведении мотивы политического и религиозного вольномыслия. Впервые «Гавриилиада» была опубликована Брюсовым в 1918 году.