Об авторе произведения
Тайна произведений
Александра Сергеевича Пушкина в том, что за его сочинениями, ясными по форме и глубокими, исчерпывающими по смыслу, остается нечто еще большее, что пока еще не сказано. Такое же впечатление производят жанры пушкинского творчества, которые представляют собой взаимосвязанные между собой художественные миры, раскрывающиеся как новые горизонты поэзии, драматургии, прозы. Его лирические стихи — это фазы его жизни, биография его души, также была написана эпическая поэма «Руслан и Людмила», роман в стихах «Евгений Онегин», поэт постоянно развивался и рос, а его творчество трансформировалось и преображалось.
О чем произведение
Романтическая поэма, созданная Пушкиным в 1824 году. Романтизм и в выборе экзотической обстановки, и в изображении сильных страстей и острых конфликтов, и в теме поиска свободы. Но в ней уже чувствуется развитие реалистического взгляда на мир. Так, поэт отмечает в финале произведения, что свободы от страстей земных нет нигде, то есть происходит понимание, что наивно ожидать или искать где-то полной свободы в этом мире. Происходит глубокое понимание того, что все страсти внутри нас самих, и от них никуда не уйти. Цыганский табора представлен, как некое целое, противопоставленное светскому обществу. Образы произведения сложные, несовершенные и благодаря этому в какой-то степени уже реалистичные.
Главные герои
Алеко – юноша, жаждущий безграничной, беспредельной свободы. По своей воле покидает город и идет к цыганскому табору, где чувствует полную свободу. У цыган он не пленник и не чужой, он принят как свой и как равный.
Земфира – возлюбленная Алеко, своей изменой нарушившая его душевное равновесие, пробуждает в нем собственнические, эгоистические порывы.
Отец Земфиры – пытается передать свой опыт жизни Алеко, он считает любовь женщины естественной природной стихией, которая не подлежит человеческому суду и порицанию.
Краткое содержание
Старый цыган засиделся у костра, ожидая свою дочь, которая ушла на прогулку. Девушка вернулась в табор с парнем, которого звали Алеко. Она рассказала отцу, что молодой человек решил оставить прежнюю жизнь и присоединиться к их табору. Старик поприветствовал Алеко в таборе.
Началась кочевая жизнь, он понял, что влюбился в Земфиру и ему понравился простой быт цыган.
Прошло два года, Алеко понимает, что Земфира разлюбила его. Девушка становится свидетельницей его страданий и мучений, она делится с отцом своими переживаниями, рассказывает, что ее любовь к Алеко угасла и ей хочется свободы от отношений.
Юноша беседует с отцом Земфиры, узнаёт, что его жена сбежала от него с другим человеком, которого сильно полюбила в другой табор. Алеко удивляется тому, что цыган таит обиду и не желает мести.
Однажды ревнивцу Алеко удалось проследить за Земфирой, когда она пошла на свидание с новым возлюбленным. Он лишил их жизни и сидел рядом всю ночь.
Утром цыгане находят их и хоронят. Отец Земфиры прогоняет Алеко из табора. Он не может простить ему убийство дочери. Цыгане снимаются с места и уходят. Остаётся на месте только повозка Алеко.
Заключение
Поэма «Цыганы» оказала большое влияние на восприятие цыганского народа другими поэтами 19 столетия.
Цыгане Пушкина – люди, для которых наиболее значимой ценностью становится свобода во всех действиях и чувствах. Жизнь в таборе противопоставляется особенностям городского существования. В контексте русской литературе цыганская тема рассматривается на фоне развития мотивов независимости от проблем и вопросов общества, от мыслей о будущем, в таборе царит абсолютная свобода действий. Писатель воссоздал общество людей ярких, эмоциональных, самобытных, воспринимающих проявления жизни, как искусство. Отношения между ними рождаются на основе любви, уважения и, одновременно, соблюдении собственной пользы от них.
Размышляющий над своим существованием, отторгающий все общество Алеко, не испытывает от своей эгоистичности и обособленности никаких мучений, а осознание своей исключительности проявляется в стремлении к полной независимости, не ограниченной общественными законами и принципами. Не признавая никакого суда над собой, он сам осуждает покинутый им миром и ощущает себя намного выше, чем все остальные, считает мироустройство несовершенным и не заслуживающим особого внимания.