Об авторе произведения
Андрей Платонович Платонов – русский советский писатель, родившийся в 1899 г. Фамилия при рождении – Климентов. В годы гражданской войны был военным корреспондентом, вслед за чем последовал период активной творческой деятельности. Высказывая в произведениях свои взгляды, Платонов подвергся жёсткой критике, в связи с чем многие его произведения отказывались печатать. Литературное призвание писатель получил уже после смерти.
О чем это произведение
В произведении поднимаются вопросы о самом главном в жизни и о жизни и смерти. Афоня пытается расспросить дедушку Тита обо всё, что тот знает. В ответ на вопросы внука, дед показывает ему цветок, растущий из песка, жизнь, появляющуюся из смерти. И говорит, что это и есть самое главное.
Главные герои
Афоня – любопытный мальчик, чей отец ушёл на войну, а мама работает с утра до ночи. Он остаётся в доме один на один со спящим дедушкой и постоянно скучает, не знает чем заняться. Разбудив дедушку, он просит его поделиться нажитым опытом, пока не умер, пытается узнать обо всём на свете.
Дедушка Тит – старик 87 лет. Уставший, со слезящимися глазами, он прожил долгую жизнь и многое узнал. Теперь же он, увидев всё на свете, практически всё время спит на печи.
Краткое содержание
Утром Афоня просит дедушку не засыпать, спрашивает, почему тот так много спит и почему его глаза белые. Тит отвечает, что это всё из-за старости, но вскоре всё равно засыпает. Когда мать уходит, мальчик пытается разбудить деда. Он залезает на печку, но в итоге сам засыпает.
Проснувшись, Афоня останавливает часы, чей шум, как он считает, усыпляет. В дом сразу же проникают звуки с улицы, и Тит просыпается от них.
Мальчик снова начинает расспрашивать дедушку. Испив квасу, дед ведёт Афоню на улицу пытать белый свет. Выйдя к пастбищу, Тит наклоняется к маленькому цветку. Внук жалуется, что это он и так знает. Слегка рассердившись, дед говорит, что это и есть главное. Он объясняет, что песок, словно прах, лежит мёртвый, а из него растёт цветок живой. Тит говорит, что этот цветок самым святым тружеником, ведь тот «из смерти работает жизнь». И все растения, и люди, помогающие им расти, очень важны.
Дедушка говорит Афону собрать лекарственных цветов. Мальчик сразу же принимается за это дела, отправив деда обратно домой. Афоня загорелся желанием самому творить из мёртвого живое. Поэтому, набрав полные руки цветов, относит их в аптеку, за что ему дают гребешок. Вернувшись домой, мальчик дарит гребешок деду, а тот спрашивает, не рассказали ли цветки Афоне, от чего в мёртвой земле живут. Внук упрекает Тита в том, что дед сам не знает этого, хотя прожил долгую жизнь. Мальчик говорит, что обязательно узнает у молчаливых цветов всю правду.
Заключение
Произведение “Цветок на земле” говорит о том, что у всего живого есть свой смысл и цель. А также у всего есть начало и конец, и это самая главная истина. Из смерти за счёт труда появляется жизнь. Эта идея раскрывается во многих вещах: в цветке, появившемся из мёртвой почвы; в маленьком мальчике, который учится жизни от своего старого деда; в лекарственных цветах, спасающих раненых солдат, если их сорвать и отнести в аптеку.