Об авторе произведения
Иван Андреевич Крылов – русский писатель-сатирик, наиболее известен как баснописец – родился в Москве в 1769 году. Публиковаться начал в юности, когда жил в Твери, куда переехала его семья после отставки отца Ивана Андреевича – коменданта Яицкой крепости – спасаясь от пугачевского бунта.
Первыми произведениями Крылова были оперные либретто. В дальнейшем Иван Сергеевич избрал путь сатирика, выпустив язвительную комедию «Проказники» в 1788 году, высмеяв недостатки знакомых семейств из дворянского общества. Среди наиболее известных басен Крылова можно назвать: «Стрекоза и муравей». «Квартет», «Мартышка и очки» «Тришкин кафтан» и т.д. Остановимся на басне «Тришкин кафтан».
О чем это произведение
Басня высмеивает недальновидность, лень и отсутствие желания выполнить работу на славу. Мораль состоит в том, что по глупости человек из одной небольшой проблемы получает несколько, что исправить гораздо сложнее либо вообще невозможно:
«Иные господа,
Запутавши дела, их поправляют,
Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют».
Иными словами, сначала нужно решить главный вопрос, а потом переходить к второстепенным задачам. На современном языке это принцип «от общего к частному».
Главный герой
Тришка в произведении предстает хоть и решительным человеком и не обделенным смекалкой, но совершенно не заботящимся о качестве своей работы. Спешка и нежелание найти истинную причину приводит к тому, что проблема не устранена, а наоборот увеличилась в масштабе. Дырок на кафтане больше нет, но носить вещь теперь невозможно. Таким образом, герой демонстрирует безответственное отношение к собственному труду, попусту тратит время и портит одежду. Теперь его внешний вид стал объектом насмешек, потому что всем вокруг ясно, что работать на совесть он не умеет.
Краткое содержание
В басне говорится о том, как молодой человек по имени Тришка решил заштопать дырки, образовавшиеся в его кафтане на локтях. Желая все сделать побыстрее и не слишком утруждаться, герой отрезает ткань от рукавов и делает заплаты. В результате дыр больше нет, но рукава стали коротки. Это снова выглядит некрасиво и требует исправления. Недолго думая, Тришка решает надставить длину рукавов за счет укорочения верхней части костюма: полы и фалды пиджака были без сожаления подрезаны («Обрезал фалды он и полы»).
Теперь Тришка горд собой, он рад, что так ловко решил проблему. Однако герой так и не понял, что в обрезанном кафтане, хоть и с длинными рукавами, все равно смешон: «…носит он кафтан такой, которого длиннее и камзолы».
На этом нехитрый сюжет басни заканчивается, автор переходит к формулировке морали, оставляя читателю самому составить мнение о решении героя сделать вид, что кафтан можно носить и после такого горе-ремонта.
Крылов под образом Тришки подразумевал русских помещиков, которые пытались улучшить свое положение не путем развития хозяйства, увеличения урожая, применения мер по благоустройству, а многократно перезакладывая имущество и земли. В этом случае вместо процветания человек только еще глубже загонял себя в долги. Залог дает всего лишь отсрочку до полного краха, который неизбежен при таком подходе.
Заключение
Хлесткая басня стала источником фразеологизма «Тришкин кафтан». Идиома «щеголяет в Тришкином кафтане» означает, что человек поленился выполнить работу добросовестно и предпочел самый простой путь решения, не задумываясь о последствиях. В результате проблема усугубилась, а человек ленив, не далек и не отличается старанием.
Крылатую фразу можно встретить у Гоголя в поэме «Мертвые души», когда речь шла о некачественном ремонте дома: провалившиеся окна не меняли, а подпирали жердями, прорехи кровли прикрывали воротами.
Однако, как бы ни хотелось побыстрее избавиться от неудобств, лучше приложить побольше усилий, чем примерять на себя Тришкин кафтан.