Об авторе
Лев Толстой - великий русский писатель, замечательный художественный гений, один из самых выдающихся писателей в истории человечества. Он написал множество коротких рассказов для детей и более сложные произведения для подростков и взрослых. Его произведения изучаются и переводятся на многие языки мира и пользуются популярностью во всех уголках планеты.
О чем это произведение
Рассказ «Филипок» Толстой написал в качестве маленькой поучительной истории для детей. Автор продемонстрировал маленьким читателям наглядный пример того, каким сильным бывает желание чему - нибудь научиться. "Филипок" - это история о том, как маленький мальчик решил самостоятельно преодолеть все препятствия на пути к своей мечте, чтобы получить необходимые ему знания.
Главные герои
Основными действующими лицам в этой истории являются:
Филипок – обычный мальчишка из крестьянской среды, мечтающий посещать школу и учиться грамоте наравне со старшим братишкой, успевшим научиться чтению и письму.
Мама – обычная трудолюбивая крестьянка с нелегкой судьбой. Она поначалу волновалась за своего любознательном сынишку, запрещая ему учиться. Однако, поняв, как сильна у её ребёнка тяга к грамоте, она все же позволила своему любознательному сыну ходить школу.
Костя – старший братец главного героя этой истории, успевший поделиться знаниями с братом. Научив его читать, он рассказал ему о других, не менее интересных предметах, которые изучают его одноклассники.
Педагог, работающий в деревенской школе и обучающий грамоте детей крестьян и бедняков. Мужчина, который сумел разглядеть в испуганном мальчике нового прилежного ученика.
Краткое содержание
Филипок сильно желал пойти в школу, но мать не разрешала ему, полагая, что он еще маленький для того, чтобы учиться, и потому приказала ему оставаться дома. Но когда родители ушли на работу, старший брат Костя пошел в школу, и мальчик остался дома со своей бабушкой. Когда пожилая женщина заснула, Филипок заскучал и, не находя себе интересного занятия, решил все же осуществить свое заветное желание.
Он надел старую отцовскую шапку, так как свою не смог найти, и вышел на улицу, понимая, что ему придётся проходить через испытания. Местные псы не причинили ему неприятностей, они не стали лаять на проходящего мимо мальчика, но за пределами его родного места жительства другие собаки — Жучка и Волчок — начали преследовать его.
Он стал убегать от лающих на него собак, но, к счастью, какой-то мужчина отогнал животных. Он спросил у мальчика, куда он так спешит, однако ребенок молча приподнял подолы и убежал.
Филипп испытал страх, когда вошел в класс, полный учеников. Его напугал строгий учитель с красным шарфом, начавший задавать ему вопросы о его личности. У ребенка от волнения пересохло горло, и он стал плакать, так и не дав ответа.
Педагог, сочувствуя мальчику, стал гладить его по голове и спросил у одноклассников, кто этот мальчик и откуда он пришёл. Узнав, что Филипок является братом Кости и давно желает посещать школу, но не может из-за запрета матери, педагог обещал, что он поговорит с матерью Филипка и договорится о том, чтобы она разрешила сыну ходить в школу.
После этого он посадил его на скамейку возле Кости и принялся демонстрировать ему буквы. Однако оказалось, что Филипок уже знает их, умеет составлять свое имя и даже способен прочесть то, что написано в книге. Этому его научил старший брат.
Поскольку правильно произнести свое имя вслух мальчик не смог, педагог посоветовал ему заняться улучшением своих навыков. Филипок остался в классе, присоединившись к другим ребятам, и стал вместе с ними ходить в школу. Так осуществилась заветная мечта мальчика.
Вывод
Основная идея произведения Толстого "Филипок" заключается в том, что тот, кто хочет чего - то добиться, должен действовать, а не ждать помощи от других людей. Желание учиться имеет огромное значение, поскольку от него зависит дальнейшая судьба человека. Вот почему так важно активно поддерживать и поощрять это желание. Именно поэтому учитель пообещал Филиппку, что он поговорит с его мамой. Педагог думал, что после этого она разрешит мальчику ходить в школу.