Об авторе произведения
Михаил Булгаков – один из самых читаемых и любимых русских классиков. Наиболее известным его произведением, принёсшим писателю посмертную любовь множества любителей литературы, был и остаётся роман "Мастер и Маргарита". Несмотря на это, среди написанного Булгаковым есть огромное множество самых разных и не менее достойных вещей, в том числе во многом автобиографические "Записки юного врача", "Морфий" и "Записки на манжетах".
О чем это произведение
Главная проблема произведения – конфликт человека, писателя, с внешними обстоятельствами, которые не позволяют ему не только творить и выражать свои настоящие мысли в творчестве, но и просто жить достойно. Порой нечто неподвластное отдельно взятой личности способно разрушить её судьбу и заложить дорогу к лучшему будущему. Так утратится ли человечность в подобной ситуации полной безнадёги?
Главные герои
Рассказчик (от его лица написана большая часть глав) – в начале сотрудник газеты "Русское слово", затем работает в Лито. Является прототипом самого автора. С ним происходят события из реальной биографии писателя. Из фраз и обращений других персонажей можно понять, что имя персонажа – Михаил, то есть, даже это связывает его с самим Булгаковым.
Юрий Слёзкин – беллетрист, друг главного героя (рассказчика). Как и он, мечтает уехать с Кавказа.
Евреинов, Ивнев, Мандельштам, Пильняк, Серафимович – литераторы, которые оказываются проездом на юге и беседуют с рассказчиком в главе "Сквозной ветер".
Сотрудники Лито – безымянные коллеги рассказчика из московского литературного отдела. Старик, "отвечающий за драмы", и его молодой помощник, ответственный за стихи.
Краткое содержание
В самом начале рассказчик заболевает – у него поднимается температура, в бреду он постоянно думает то о возвращении домой, на север, из Кавказа, где он вынужденно застрял, то о переезде во Францию. Позже, выздоравливая, он говорит со своим другом Слëзкиным об открытии подотдела творчества в их газете.
Главный герой ненавидит Кавказ, где должен оставаться. Там он даже среди коллег не находит понимания. На одном из докладов они уничижительно отзываются о Пушкине, чьи стихи он считает великолепными, буквально заставляя его выступить оппонентом.
Люди, с которыми ему приходится работать, кажутся ему бездарными и недалёкими (даже Пушкин на их плакате выходит похожим на картёжника). Единственного его друга увольняют, оставляя без поддержки с новорождённым ребёнком на руках. Герой находит утешение лишь в разговорах с литераторами, которые оказываются в его городе проездом, а ещё в мечтах о Париже.
Позже он пытается взяться за написание пьесы, которая должна понравиться правительству и принести ему хоть какие-то деньги, но ненавидит себя за собственное же творение, ведь считает его отвратительным, написанным "совместно с голодухой". Впрочем, вскоре ему наконец удаётся добиться своего: поехать домой, в Москву!
В столице герой устраивается в литературный отдел, чудом отыскав его. В Лито, как он отмечает, "не было ни писателей, ни поэтов", а штат ограничивался тремя людьми, включая его самого. По итогу переезд не приносит рассказчику счастья: он по-прежнему испытывает голод и не находит способов делиться с кем-то своими мыслями. Даже зарплату ему приходится забирать едва ли не силой из-за ряда бюрократических ошибок. А однажды по приходе на работу он вовсе не обнаруживает свой отдел – его перенесли в другую квартиру, а героя никто не стал предупреждать.
Повесть заканчивается тем, что герой узнаёт об окончательном закрытии Лито и молча смиряется с потерей работы: другого выхода у него попросту нет.
Заключение
Мрачная историческая действительность, в которую помещён совершенно беспомощный перед ней главный герой "Записок на манжетах" может наводить настоящий ужас на читателей. Однако это ничуть не умаляет печальной притягательности произведения, однозначно достойного для ознакомления как ценителям творчества знаменитого писателя, так и тем, кто прежде не был знаком с его книгами.