Об авторе
Михаил Михайлович Зощенко – русский писатель, драматург, переводчик. Известен как классик отечественных сатирических и юмористических рассказов. Юнкер по званию, участвовал в боях Первой Мировой войны. Однако прогрессирующая болезнь заставила расстаться с военной карьерой. Литературное призвание сопровождало все профессии, но заявить о себе автор не решался. Прочитанный случайным образом фельетон открыл миру писателя-сатирика, который впоследствии получил международное признание.
О чем это произведение
Рассказ Зощенко «Не надо врать» повествует о мальчике, который боялся наказания на полученную на уроке единицу, но смог признаться в этом папе. За советом ребенок обращался к старшей сестре, но как поступить – решил сам. Невыученный урок и потерянный, а потом им спрятанный дневник терзали совесть школьника, но он, набравшись смелости, поговорил об этом с отцом. Вывод, который он сделал, стал его главным жизненным уроком.
Главные герои
Главные герои рассказа – брат и сестра. Школьником подготовительного класса выступает сам автор, а старшей сестрой - Леля. Мальчик пытается понять законы школьной жизни, научиться пользоваться дневником и разобраться в оценках. В этом ему помогает сестра. Зощенко не указывает, в каком классе она учится, однако в ее предметах есть физика, значит, девочка давно перешла ступень начальной школы. Леля забирала братика из школы, и они по дороге домой обсуждали жизнь гимназистов.
Образ папы в произведении положительный, понимающий и добрый. Он был очень рад смелости и честности сына. Папа сдержал слово и не лишил ребенка подарка, что говорит о нем как о честном и справедливом человеке.
В рассказе автор показывает второстепенных героев. Это учитель, который нашел дневник за шкафом и вызывал мальчика к доске, и женщина из парка, нашедшая забытый на скамейке дневник. Их образы эпизодичны и выступают как герои, сообщающие информацию о поступках школьника.
Краткое содержание
Сюжет рассказа строится на моментах из школьной жизни. Мальчик подготовительного класса только начал посещать гимназию и еще не успел привыкнуть к ее правилам. Ребенка отвлекали во время урока одноклассники, из-за чего он не понял, что стихотворение нужно учить. Когда учитель спросил домашнее задание, школьник его не ответил, за что и получил единицу. Сестра посоветовала склеить странички, чтобы папа ни о чем не узнал. Так герой узнает, что единица – это плохо и она таит в себе родительское наказание.
Прогуливаясь по парку, герой забывает дневник на лавочке и вспоминает о нем только дома. Признается папе в потере документа. Сестра все время думает, что это сделано специально. В школе учительница, узнав о потере дневника, выдает новый, с оценкой еще крупнее предыдущей. От обиды и злости второй документ летит за шкаф. Учитель вновь выдает дневник, с которым мальчик идет домой. Показать оценку отцу – значит лишиться подарка на день рождения. На ум приходит совет сестры: склеить между собой страницы. Идея срабатывает, но в дверь кто-то звонит. Случайно проходящая женщина находит забытый в парке дневник. Папа понимает, что сын его обманул. Тут автор решается признаться во всем отцу. Это безмерно радует родителя, и он прощает сыну его проступок. Сестра, думая, что отец «свихнулся», также признается папе в двойке по физике, на что родитель отреагировал очень серьезно, заставив ее идти учить параграф. Папа прощает ребенка потому, что сын солгал по незнанию и без злого умысла, а сестра надеялась на снисхождение из-за хорошего настроения отца.
Ребенок во всем сознался вовремя, поскольку через несколько минут в дверях появляется учитель с дневником, найденным за шкафом. Он рассказывает отцу о находке, но папа уже все знает, и учитель уходит ни с чем. Таким образом, герой окончательно осознает, что ложь, рано или поздно, станет известна, и тогда за нее станет очень стыдно.
Заключение
Рассказ формирует такие нравственные качества, как честность, смелость, способность признаться в совершенном поступке, несмотря на страх наказания. Зощенко доносит до читателя, что любые отрицательные действия обнаружатся, и тогда за них станет горько вдвойне и самому, и окружающим. Поэтому важно с самого детства не обманывать ни себя, ни других.