Об авторе произведения
Литературная деятельность
Николая Некрасова, известного поэта, прозаика, критика и рецензента, печатавшегося во многих отечественных журналах, характеризуется индивидуальным творческим подходом к созданию своих произведений, основанным на сочетании изображения реалистичных деталей и мотивов, заимствованных из фольклора. Его произведения стали важным вкладом в золотой фонд русской литературы, а поэмы и стихи, среди которых «Кому на Руси жить хорошо», «Крестьянские дети» принесли ему широкую известность.
О чем произведение
Впервые поэма была представлена широкой публике в 1861 году в журнале «Время». В произведении рассказывается о жизни деревенских детей, описывается их короткое беззаботное детство и ранний нелегкий труд. Все повествование проникнуто неподдельной нежностью и любовью к ним. Жизнь крестьянского ребенка наполнена не только трудностями, но и весельем, радостью, она проходит в тесной взаимосвязи с природой. Автор показывает в своем описании, что они умеют радоваться мелочам, их будни наполнены теплыми и яркими эмоциями.
Главные герои
Центральными персонажами произведения являются рассказчик – охотник, проходивший мимо деревни и познакомившийся с деревенскими детьми.
Среди них Влас – мальчик шести лет, помогающий отцу в заготовке дров в лесу, девочка Савося, мальчики Кузяха, Гриша и Сергей, внимательно наблюдающие за действиями охотника.
Краткое содержание
Повествователь, утомленный охотой, засыпает в сарае, а когда просыпается замечает, что за ним в щели наблюдают несколько пар глаз. Далее автор предается детским воспоминаниям, как он вместе с крестьянскими детьми собирал грибы, слушал рассказы, проходивших мимо деревни рабочих, играли с инструментами мастеровых, купался в речке, ловил пиявок, кузнечиков, плел венки. Рассказчик говорит о том, что даже труд приносит радость в детстве, ребята охотно помогают родителям в поле, в лесу. Далее сюжет поэмы возвращается к событиям в сарае. Охотник заставляет своего пса Фингала показывать разные фокусы, тем самым, развлекая детвору, затем начинается гроза, собака испугалась грома и принялась громко лаять, а ребята побежали под дождем к своей деревне. Мужчина переждал дождь и пошел вместе со своим псом на поиски дупелей.
Заключение
Композиционное построение произведения «Крестьянские дети» имеет форму монолога – рассуждения. Вступление представлено в виде небольшого полилога. При этом Некрасов делит свое стихотворение на несколько частей, различающихся по смыслу. Сначала он рассказывает читателю о том, как дети наблюдают за уснувшим охотником. Затем автор предается размышлениям о положительных сторонах крестьянской жизни, потом представляет её отрицательные проявления, и в конце подводит общий итог. Повествование завершается открытым финалом — это характерный для писателя прием. Персонажи переждали грозу и отправились по своим делам, однако это уже находится вне поля зрения читателей.
Исследователи выдвигают мнение, что основа поэмы автобиографична, в сюжете присутствуют детские воспоминания автора о днях, проведенных им в деревне Грешнево. Размышления о крестьянских детях и об их судьбе подводят к раскрытию темы русского крестьянства, являющейся ведущей в творчестве Некрасова. Произведение входит в число наиболее известных и ярких творений писателя и отражает наиболее актуальные вопросы общественного устройства. В своих творениях он исследовал образ жизни крестьян и их трагическую сторону существования.
Суть будней детей, живущих в деревне, наполнена радостью и удивлением, они не знакомы с образованием, их жизнь имеет много особенностей, неизвестных городским жителям, с самых малых лет они участвуют в трудовом процессе. Стихотворение утверждает мысль о том, что дети всегда остаются детьми, им хочется играть, радоваться, смеяться. Произведение написано в жизнеутверждающем ключе. Лирический герой восхищён жизненной позицией маленьких персонажей, он с нежностью следит за их выдумками. Но затем ход его мыслей изменился. Он пришел к выводу, что без обучения им придется кропотливо трудиться, чтобы обеспечить себя всем необходимым.