Об авторе произведения
Проникновенный поэт природы, тонкий психолог – таким вошел в сердце русского читателя
Сергей Тимофеевич Аксаков. Долгое время его причисляли ко «второму ряду» русских писателей 19 в., ставя позади таких его прославленных современников, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой. Ко времени появления в печати «Семейной хроники» и других произведений С.Т. Аксакова в классической русской прозе уже были написаны «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Тем не менее на современном этапе осмысления жизни и творчества С.Т. Аксакова идёт процесс переоценки значимости художественного наследия писателя и его творческой индивидуальности.
О чем произведение
Автобиографическое произведение Сергея Аксакова. В этой книге писатель повествует о своем детстве, проведенном на Южном Урале. Первые книги, прочитанные будущим писателем, первые радости и горести — обо всём этом рассказано в произведении "Детские годы Багрова-внука".
Главные герои
Главный герой романа – Сережа Багров, от его лица ведется повествование. Немного робкий, тонко чувствующий природу и слегка дичившийся чужих людей, мальчик питает самые теплые чувства к своим родным.
На формирование его личности оказали большое влияние:
Мать – Софья Николаевна, она своей любовью и своей решительностью бороться до последнего спасла его во время продолжительной болезни, когда, казалось, что любые надежды на выздоровление неосуществимы;
Сестра Сергея – с ней его связывали самые радостные детские забавы и увлечения, они настолько любили друг друга, что обо всем имели одинаковые суждения и во всем всегда были согласны.
Отец – Алексей Степанович: умный и любящий, умеющий ценить в людях ум и глубокие познания. Он влюблен в охоту и рыбалку, уважает и ценит тяжелый крестьянский труд. Именно отец приучил мальчика разбираться в крестьянских работах и поощрял в нем желание знакомиться и разбираться в тонкостях ведения хозяйства.
Евсеич – старый слуга, или "дядька", как его называл сам мальчик. Он преданно и нежно опекал мальчика.
Прасковья Ивановна – богатая тетка Алексея Степановича и благодетельница. Семейству Багровых приходилось смиренно слушаться ее просьб-приказаний, поскольку все свое миллионное состояние тетка намеревалась передать своему племяннику.
С.И. Аничков – добрый сосед, который сумел рассмотреть в мальчике любовь к чтению и снабжал Сережу первыми книгами.
Краткое содержание
Рассказ о своем детстве автор начинает с описания первых детских воспоминаний - отрывочных, но довольно ярких. Мы узнаем, что у Сережи (так зовут главного героя) была кормилица, с ее дочерью - краснощекой румяной девочкой - он играл в первые пару лет своей жизни, и надолго сохранил самые теплые чувства.
Потом была тяжелая и затяжная болезнь, бессилие врачей и отчаяние родственников; и только бесконечная любовь матери, ее несгибаемая воля и решительность бороться за своего первенца смогли переломить ход болезни, и мальчик начал поправляться.
Несколько первых детских лет Сережи прошли в Уфе, потом семья купила небольшую деревеньку Сергеевку и — вот где было настоящее раздолье! Недаром Сережа называл время, проведенное в Сергеевке, "веселым праздником".
К осени семья возвратилась в Уфу. В гостеприимный дом Багровых часто приезжали гости: родственники, друзья, соседи. Один из соседей - Аничков, увидев, что мальчик любит читать, подарил мальчику несколько новых книг. Мальчик часами сидел в своей комнате, зачитываясь Херасковым и Сумароковым.
Жизнь изменилась, когда заболела мать. Было решено свезти Сережу и его маленькую сестренку в Багрово, к дедушке и бабушке, отец повез "маменьку" лечиться в Оренбург.
Во время этой поездки Сережа впервые попробовал "уженье" - рыбную ловлю - увлечение, которое станет одним самых любимых на протяжении всего детства. Пребывание в Багрово без родителей у незнакомых, хотя и родных людей, стало для Сережи серьезным испытанием, но по прошествии месяца родители вернулись и семейство отправилось назад в Уфу.
В Уфе жизнь шла своим чередом, на лето семейство отправлялось в любимую Сергеевку. Зимой родители получили письмо из Багрово: дедушка был очень плох и желал проститься. Не мешкая, отправились в Багрово и - как раз вовремя: дедушка успел со всеми простился и умер.
На семейном совете было решено, что Степан Алексеевич (отец Сережи) выйдет в отставку и они переедут жить в Багрово: нужно присматривать за имением.
Уладив дела в Уфе, Багровы переезжают в свое родовое имение. По пути они посещают тетку отца - Прасковью Ивановну, богатую вдову, которая намеревалась все свое миллионное имение отписать Багрову-старшему. Прасковья Ивановна прониклась такой симпатией к матери Сережи, и, пользуясь, своим положением, будет любезно заставлять семью гостить у нее гораздо чаще, чем Багровым хотелось бы. В одно из таких затянувшихся посещений умирает мать Алексея Степановича. Семейство спешно покидает благодетельницу и уезжает в Багрово.
После смерти бабушки семейство еще какое-то время проводит в Багрово, но благодетельница просительно требует, чтобы они возвращались обратно, приходится уступить. Жизнь в Чурасово входит в свою привычную колею. Отец, мать и Сережа собираются в небольшое путешествие в Казань. Здесь, по словам самого автора, заканчивается детство.
Заключение
Главная мысль произведения заключается в том, чтобы показать всю значимость детства ребенка, значимость любящей семьи и крепких семейных уз. Повесть учит читателя тому, что семья важна в формировании личности ребёнка. Это история становления ребенка, раскрывающая его внутренний мир, интерес к окружающей жизни, потребность в доверительном общении, внутренние страхи и переживания, ощущение родства с природой, национальными преданиями.
Именно семья должна прививать ребёнку правильную картину мира. Почти полностью все черты характера закладываются с детских лет, а воспоминания, полученные в детстве, сохраняются в памяти человека и влияют на его характер. Произведение "Детские годы Багрова-внука", С. Аксакова учит обращать внимание на своих детей, особенно в тот период, когда они взрослеют и узнают новое вокруг.
Основная тема произведения - влияние семьи оставляет отпечаток на воспитании, и личности подрастающего поколения, это основа маленького человека, познающего мир вокруг.
Необходимо помогать детям понимать мир вокруг, ведь воспитание и формирование духовного мира ребёнка происходит в семейном окружении. Быть рядом, в болезни и здравии.